Арматурные работы

Арматурные работы слагаются из:

- заготовки арматуры, т. е. изготовления отдельных стержней из арматурной стали;

- сборки арматурных сеток и каркасов из заготовленных стержней;

- установки, арматуры в опалубку.

Заготовку стержней и сборку сеток и каркасов можно осу­ществлять непосредственно на строительных площадках или централизованным порядком в арматурных мастерских (цехах) соответствующих строительных организаций. Для изготовления арматуры применяют маркированную сталь круглого или перио­дического профиля диаметром от 6 до 90 мм. В гидротехниче­ских сооружениях используют арматуру диаметром до 120 мм и более. Сталь диаметром до 10 мм поступает на строительство в мотках (бухтах), а свыше 10 мм - в виде прутков.

Тонкая арматурная сталь диаметром до 10 мм называется катанкой. Очистку от ржавчины, выправку и резку катанки производят на автоматических станках (рис. 135). Работает та­кой станок следующим образом: протягиваемая через плашку правильного барабана катанка


Рис. 135 Схема работы автоматического станка для правки и резки арматурной стали-катанки:
1 - бухта катанки; 2 - правильный барабан; 3 - подающие ролики; 4 - ножи; 5 - режущий механизм; 6 - тяговый тросик натяжного устройства для обмера;  7 - упор

Очищается. Когда она упирается своим концом в упор, срабатывает автомат режущего механизма, и отрезанный стержень падает вниз. Такие станки могут править и резать арматуру диаметром до 16 мм.

Нарезанные стержни поступают на меха­нические или ручные станки для гнутья ар­матуры. На рисунке 136 показана схема гнутья стержней

Рис. 136  Схема гнутья стержней арматуры с отгибами:
а - г - последователь­ность операций; 1 - вра­щающийся диск; 2 - неподвижный ролик; 3 - переставной ролик; 4 -упорные штыри

на механическом станке, рабочей частью которого служит вращаю­щийся диск, а осью последнего - центральный неподвижный ролик, вокруг которого и происходит изгиб стержней. В отверстия диска вставлен переставной ролик, вращаю­щийся вместе с диском и загибающий стержни. Около диска размещаются два упорных штыря.

Тонкие стержни можно изгибать на станках сразу по нескольку штук в спе­циальных держателях (рис. 137).


Рис. 137 Гнутье тонких арматур­ных стержней пучком в держателе:
1 - держатель арматурных стержней

Из заготовленных стержней собирают сетки и каркасы (рис. 138), которыми арми­руют железобетонные конструкции.

Стержни, воспринимающие усилия от нагрузки при работе железобетонных кон­струкций, называются рабочей арма­турой, а стержни, закрепляющие эту ар­матуру и придающие ей жесткость и устойчивость - распределитель­ной (монтажной). Места пере­сечения арматурных стержней в сетках или каркасах скрепляют проволокой или сваркой.


Рис. 138 Сварные каркасы и рулонная сетка для армирования железобетонных конструкций: а - каркас колонны; б - каркас тавровой балки; в - плоский каркас: е - рулонная сетка

Вязку сеток и каркасов вы­полняют вручную, используя мяг­кую проволоку диаметром 0,8-1 мм и клещи-кусачки. Каркасы колонн, балок и свай вяжут на верстаках-козлах с переклади­нами (рис. 139). На перекладины


Рис. 139 Сборка арматурных каркасов

укладывают продольные стержни арматуры, а на них раскладывают хомуты, которые подвязывают сначала к стержням с одной стороны каркаса, а за­тем, повернув его на 180°, с противоположной.

Основной метод соединения арматурных стержней при изго­товлении сеток и каркасов - контактная электросварка. Место пересечения стержней зажимают между электродами сварочной машины и включают электрический ток. Стержни в месте кон­такта плавятся и прочно соединяются между собой. На строи­тельстве сварку сеток икаркасов производят на одноточечных машинах, а в заводских условиях при больших объемах арма­турных работ - на многоточечных машинах, позволяющих изготовлять сложные и пространственные каркасы.

Готовые каркасы колонн и балок укладывают в соответст­вующие короба опалубки, а сетки - в опалубку перекрытий и стен, согласно проекту. Подъем и установку на место легких сеток и каркасов (весом до 100 кг) производят вручную. Тяже­лые арматурные каркасы и сетки монтируют в опалубку при помощи кранов.

Для предохранения от коррозии и воздействия огня при по­жаре арматура должна быть защищена слоем бетона. В плитах и стенах толщиной  до 10 см этот защитный слой должен быть не менее 10 мм; в плитах и стенах толщиной более 10 см - не менее 15 мм; в балках и колоннах при диаметре продольной ар­матуры до 32 см - не менее 25 мм, а при большем диаметре - не менее 30 мм.

Для обеспечения требуемой толщины защитного слоя арма­туру сеток и каркасов укладывают на соответствующем расстоя­нии от опалубки, что достигается закладкой бетонных призм или привязкой последних к арматуре.