Асфальтобетонные крепления

Одним из прогрессивных видов покрытий откосов, особенно для плотин небольшой высоты, является покрытие из асфальтобетона. Компонентами его служат дробленый гравий или щебень, песок, минеральный порошок, а в качестве вяжущего материала - нефтяной дорожный битум марок БН-П или БН-Ш.

По технологическому признаку асфальтобетон бывает горячий, укладываемый и уплотняемый в горячем состоянии с температурой смеси при выходе из смесителя 140-170°, и холодный, укладываемый и уплотняемый в холодном состоянии при температуре воздуха во время производства работ.

В зависимости от размера крупного заполнителя асфальтобетоны подразделяются на следующие виды:

Изменяя количественное соотношение заполнителей смеси, можно получить плотный асфальтобетон с остаточной пористостью меньше 5% и пористый асфальтобетон с остаточной пористостью больше 5%.

Преимущество асфальтобетонных покрытий состоит в том, что они обладают высокой текучестью, вследствие чего легко приспосабливаются к значительным осадкам грунта откосов; в нормальных условиях работы асфальтобетон водонепроницаем, покрытия из него могут выполняться без температурных швов.

Асфальтобетонные покрытия откосов земляных сооружений в отечественной практике пока еще мало распространены, в основном только на экспериментальных участках, например откосы Волго-Донского судоходного канала и ряд небольших участков некоторых гидротехнических объектов.

За рубежом асфальтобетонные покрытия находят большее распространение и достаточно хорошо себя оправдали. Покрытия откосов на основе битумных материалов широко применялись в Америке. Так, на р. Миссисипи для защиты подводных берегов употребляли горячий песчаный асфальт, в других местах укладывали пористые асфальтовые смеси толщиной до 15 см. Большое распространение асфальтобетонные покрытия получили в Голландии при укреплении откосов морских оградительных сооружений. В ряде других стран асфальтобетон или подобные смеси с вяжущими материалами также успешно применялись.

Единого мнения при оценке прочности покрытий откосов асфальтобетоном в технической литературе нет. В одних случаях считают, что его использование нецелесообразно технически и экономически, в других, наоборот, подтверждается целесообразность его применения.

Чтобы иметь объективную оценку преимущества или недостатков покрытий из асфальтобетона, необходимо смелее экспериментировать непосредственно в натуре, одновременно проводя исследования для установления наиболее рациональных рецептов по подбору составляющих асфальтобетона. Для небольших плотин, при высоте ветровых волн меньше 1 м, следует более настойчиво внедрять асфальтобетонные покрытия земляных откосов. В этом случае нет никаких оснований опасаться разрушений последних, а технологический процесс приготовления и укладки смеси может быть заимствован из большого опыта, имеющегося у дорожников.

Крепление откосов из асфальтобетона может быть выполнено в виде: а) сплошного однослойного или многослойного покрытия и б) сборных армированных плит.

Асфальтобетон при сплошном покрытии по откосу укладывают на подготовке из каменной крошки и песка толщиной не менее 10 см. По выровненному слою подготовки в соответствии с заданным заложением откоса укладывают первый слой горячей асфальтобетонной смеси толщиной 4-6 см. Затем его уплотняют площадными электровибраторами, а при пологих откосах - тяжелыми горячими катками. При двухслойной и многослойной укладке на нижний асфальтобетонный слой наносят следующий слой, который, как и предыдущий, также уплотняют.

Песчаный асфальтобетон наряду с применением в виде сплошного однородного покрытия может быть использован и для крепления каменной наброски, а в некоторых случаях - и для мостовой. Покрывая поверхность откоса каменной наброски асфальтобетонной смесью, можно получить монолитное вязкое и гибкое покрытие, допускающее осадку без разрушения целостности его. За счет связности камней наброски толщинa покрытия может быть сокращена, а подстилающий фильтровый  слой уменьшен или даже исключен.

Асфальтобетонные покрытия выполняют также из отдельных плит, изготовляемых в заводских условиях или на полигонах. Для них применимы как горячие, так и холодные плотные асфальтобетонные смеси. Асфальтобетонные плиты армируются металлической стальной сеткой толщиной 5 мм, с ячейками 20х20 см. Для соединения плит друг с другом после укладки на откосе предусматривают арматурные стержни диаметром 16 мм, с выпусками длиной 10 см, располагаемые по две штуки с каждой стороны. Для подъема и перемещения плит стержни отгибаются в виде петель.

Главтранспроект дает конструкции таких плит нескольких размеров. Минимальные плиты имеют размер 0,5х0,5х0,06, а максимальные -3,9х2,9х0,1 м.

Укладывает плиты на откосе по щебеночной или гравийной подготовке с перевязкой швов. В плитах повышенного размера арматурные выпуски по торцам сваривают, швы между плитами заполняют холодной асфальтовой мастикой.

Последнее обновление 08.07.12 11:34