Бетонные и железобетонные работы. Общие сведения

Бетоном называют искусственный камень, получаемый в результате твердения смеси, состоящей из цемента, песка, гравия (или щебня) и воды. Цемент - вяжущий материал. Песок, гравий или щебень в составе бетонной смеси играют роль заполнителей.

Железобетон представляет собой конструктивное соединение двух различных материалов - бетона и железа, работающих как одно целое. Эти материалы имеют различные механические свойства, однако при совместной работе образуют конструкцию, в которой рационально используются свойства каждого из них. Бетон хорошо сопротивляется сжатию и  плохо - растяжению.

В состав железобетонных работ входят строительные процессы, заполняемые в такой последовательности: заготовка и обработка заполнителей; опалубочные и арматурные работы; приготовление бетона; транспортировка и укладка бетона; уход за бетоном; распалубка конструкций.

Бетонные и железобетонные конструкции делятся на два основных вида:

1) монолитные, выполняемые непосредственно на месте работ;

2) сборные, изготовляемые большей частью на специальных заводах и монтируемые на объектах строительства.

В строительстве железобетон применяют со второй половины XIX века. Большая заслуга в развитии производства железобетона в России принадлежит профессору Н. А. Белелюбскому, широко применявшему его для постройки мостов на железных дорогах. К концу XIX века определились основные формы железобетонных сооружений и был создан метод расчета железобетонных конструкций по допускаемым напряжениям. В 1896 г. на территории Нижегородской ярмарки был построен железобетонный переходной мост пролетом 45 м, в 1904 г. в г. Николаеве - первый в мире железобетонный маяк.

В 1908 г. Министерство путей сообщения утвердило первые Технические Условия для железобетонных сооружений, которые сыграли существенную роль в распространении железобетона в России.

После Великой Октябрьской социалистической революции железобетонные работы получили особенно широкое развитие. Первым крупным сооружением, выполненным из железобетона, была Волховская гидроэлектрическая станция. В нашей стране железобетон используют для возведения многих гидротехнических транспортных и промышленных сооружений, например, канал им. Москвы, Волго-Донской канал им. Ленина, гидростанции на Волге, Днепре, мосты, доменные печи и др. построены из железобетона. Впервые годы развития строительной промышленности преобладающими были монолитные конструкции. Однако с переходом на индустриальные методы строительства стали широко применять сборный железобетон.