Дноочистительные работы. Дноочистительные снаряды

Дноочистительные работы проводят для удаления подводных препятствий как на эксплуатируемых реках, так и на реках, вновь осваиваемых для судоходства.

Большей частью подводные препятствия появляются вследствие переформирований русла и в период ледохода.

В русло попадают деревья, растущие на подмываемых берегах, размыв их приводит к тому, что судовой ход перемещается на участки с каменистыми выходами, а камни-одинцы оказываются на судоходной трассе и др.

Непрерывность переформирования русла и другие указанные причины приводят к постоянному появлению новых подводных препятствий, поэтому удалять их следует систематически.

Дноочистительный снаряд представляет собой самоходное или несамоходное судно, оборудованное приспособлениями для подъема со дна рек и водоемов подводных препятствий с последующей погрузкой их на суда или непосредственной укладкой на берег.

Сеткой специальных судов дноуглубительного флота предусмотрены два типа самоходных дноочистительных снарядов (озерный и речной) и один несамоходный речной.

На рис. 133 приведены боковой вид и вид сверху озерного самоходного дноочистительного снаряда, спроектированного Горьковским ЦКБ.
Длина судна 31,2 м, ширина 9,8 м (габаритные), высота борта 2,9 м, осадка средняя в порожнем состоянии 1,27 м, осадка с грузом 1,37 м. На судне установлены два дизель-генератора по 100 квт. Запас топлива на 10 суток. Движитель водометный. Штат снаряда состоит из 11 человек, включая 3 водолазов. Скорость судна в стоячей воде 13 км/час.

Рис. 133. Озерный самоходный дноочистительный снаряд

По участку работ судно перемещается при помощи тросов с якорями. Концы тросов заделаны за носовой брашпиль и за барабаны четырех боковых лебедок.

На снаряде имеется водолазная станция, гидромониторная установка (для освобождения извлекаемых предметов от наносов), электросварной агрегат для подводной резки металла, электропила для разделки карчей.

Для подъема подводных препятствий установлены два крана — носовой и кормовой. Носовой кран грузоподъемностью 20 т представляет собой поворотную стрелу с вылетом 3 м. Для приведения крана в действие имеется электрическая лебедка. Кран может поворачиваться на 360°.

На корме установлен полноповоротный кран автомобильного типа грузоподъемностью 10 т при вылете стрелы 4 м. При наибольшем вылете стрелы 10 м грузоподъемность крана снижается до 2,2 т. Кран снабжен комплектом захватных приспособлений, грейфером, корзиной для камня и стропами.

Управление отдельными механизмами крана сосредоточено в рулевой рубке на специальном пульте. Механизмы приводятся в действие электроэнергией. Параллельная работа обоих дизель-генераторов обеспечивает работу гребного электродвигателя мощностью 125 квт и всех необходимых при этом вспомогательных механизмов.

Для приведения в действие кранов достаточна работа одного из дизель-генераторов. На стоянке (когда краны не работают) силовая сеть обслуживается вспомогательным генератором мощностью 24 квт.

Для команды имеются благоустроенные жилые и бытовые помещения.

Радиостанция обеспечивает двухстороннюю связь с берегом.

Речной дноочистительный самоходный снаряд предназначен для траления судового хода и его очистки от подводных препятствий.

Боковой вид и план палубы помещены на рис. 134. Корпус понтонного типа имеет длину 23,3 м, ширину 10,7 м, высоту борта 2,2 м, осадку порожнем 0,5 м, осадку в грузу 0,6 м. Мощность главного двигателя 90 л. с.

Для подъема подводных препятствий установлен неполноповоротный «деррик-кран». Все рабочие процессы механизированы. Управление краном дистанционное из рулевой рубки.

Грузоподъемность крана 10 т. Вылет стрелы от диаметральной плоскости судна: наибольший 16 м, наименьший 3 м. Угол поворота стрелы на правый борт 170°, на левый — 85°. Наибольшая высота подъема груза над палубой 10 м; скорость подъема при весе 10 т — 2,25 м/мин.
На снаряде имеются захватные приспособления и грейфер. Для обеспечения работы механизмов, связанных с подъемом груза, изменением вылета и поворота стрелы, а также для открывания грейфера на палубе установлено четыре однотипных 5-тонных лебедки.

Рис. 134. Речной самоходный дноочистительный снаряд

На тенте надстройки расположена рулевая рубка, тральные лебедки для опускания и подъема трала и другие устройства. Для освобождения подводных препятствий от грунта установлен гидромонитор.

В кормовой части находится наклонная рама для буйков с грузами, сбрасываемыми при обнаружении подводных препятствий.

Управление главным двигателем дистанционное из рулевой рубки.

Имеется дизель-генератор мощностью 25 квт, подающий электроэнергию на стоянках.

В кормовой части корпуса смонтирован кран, к нижней части которого прикреплен трал. Глубина траления регулируется из рулевой рубки.

Рис. 135. Речной несамоходный дноочистительный снаряд

Верхняя часть трала соединена с устройством для сбрасывания буйков при задевании тралом за препятствия. В рулевой рубке предусмотрена световая сигнализация, указывающая количество и номера сброшенных буйков в местах, где обнаружены препятствия.

На дноочистительном снаряде имеются служебные, жилые и бытовые помещения, рассчитанные на 13 человек.

Дноочистительный несамоходный снаряд с водолазной станцией, на котором установлена лебедка грузоподъемностью до 10 т, изображен на рис. 135.

Корпус снаряда имеет длину 20—25 м, ширину 6—7 м, высоту борта 2,5 м и осадку 40—50 см. Образование (т, е. очертание и конструкция) носовой части корпуса такое же, как и у обычного судна, что облегчает его буксировку; кормовая часть, в которой расположено подъемное приспособление, имеет в плане прямоугольную форму.

На палубе кормовой, части корпуса установлена металлическая наклонная стрела, конец которой выходит за пределы палубы; под стрелой крепление корпуса усилено. В верхней части стрелы установлен шкив, через который пропущен подъемный трос. К концу троса, свисающему со стрелы, прикрепляют приспособление для захвата извлекаемых предметов; другой конец троса прикреплен к барабану лебедки, приводимой в действие двигателем.

Для поперечных и продольных перемещений по участку работ на палубе установлены шпили или лебедки. Кран перемещается в результате подтягивания (выбирания) одних и потравливания других якорных тросов. Якори весом до 150 кг, укладываемые на судовой ход, должны быть однолапыми.

Штат дноочистительного снаряда состоит из 9—10 человек, в число которых входят кранмейстер, три водолаза, один старший рабочий, младшие рабочие и кок.

Извлекаемые препятствия укладывают на завозню или специальный плашкоут. Камни поднимают в железной корзине, заполняемой водолазом. Для опорожнения корзины ее опускают на плашкоут, одну из боковых стенок откидывают, отдают тяги, прикрепленные около стенки и набивают подъемный трос, корзина при этом наклоняется и камни вываливаются.

После полной нагрузки плашкоут (или завозню) переводят к берегу для выгрузки извлеченных препятствий.

При высоких уровнях воды камни можно сбрасывать непосредственно в воду в местах, которые обнажатся после спада воды.

Тяжелые карчи и камни выгружают с понтонов на берег воротами и лебедками, которые неподвижно укрепляют на берегу.

Чтобы перемещению карчи не препятствовали сучки, их обрубают после извлечения карчи выше поверхности воды для облегчения ее погрузки на плашкоут. Большие карчи для облегчения перемещения их на берег распиливают на части.

Для извлечения на берег крупных препятствий используют тракторы и тягачи.

В тех случаях, когда специальных устройств для извлечения препятствий на берег нет, применяют лебедки самого снаряда. В этом случае снаряд неподвижно закрепляют на якорях, на берегу укрепляют блок и пропускают через него трос, один конец которого заделывают за барабан лебедки, а другой закрепляют за препятствие и перемещают последнее.

Вытаскиваемые на берег карчи, камни и другие препятствия укладывают в таких местах, откуда они не могут попасть обратно в русло реки.

Отдельные дноочистительные снаряды расставляют по заранее разработанному (в зимний период) графику. Обычно, если нет специальных заданий на очистку подходов к пристаням, дноочистительные снаряды по открытии навигации отправляют в верховья рек и на притоки, где паводок проходит раньше. По мере падения уровня воды их спускают вниз по течению.

На реках, где нет весеннего паводка, например, на Селенге, Шилке и на других реках Сибири, к дноочистительным работам приступают по открытии навигации на основных участках.

Качество очистки русла проверяют контрольным тралением, производимым командой дноочистительного снаряда с помощью жесткого трала.