Этапы строительства каналов. Разбивка осей и пикетаж каналов, подготовка трассы

К ним относятся: разбивка оси, подготовка трассы, подготовка    технических данных,   разработка выемки, разравнивание кавальеров, крепление дна и откосов.

Разбивку проводят геодезисты СМУ линейными измерениями от реперов илк при помощи мензулы, находя начало канала, точки углов. поворотов и конец канала. Характерные точки отмечают визирками. Вслед за разбивкой осей проводят пикетаж.

Пикеты ставят в начале канала (нулевой пикет) и через каждые 50 м (0+50; 1+00; 1+50; 2+00 и т. д.), в  местах впадения каналов, лотков, установки трубчатых переездов, в характерных точках рельефа, в местах изменения уклона дна и в конце канала. Пикеты забивают на расстоянии 0,5...1 м от будущей   бровки канала,   чтобы они остались неповрежденными при разработке выемки (ширину канала поверху рассчитывают по   всему   продольному профилю). Для   удобства   контроля   глубины канала при помощи визирок некоторые ИТР пикеты забивают по обеим сторонам канала в шахматном порядке.

Летом и при благоприятных условиях в другие времена года до начала строительства каналов удаляют древесную растительность. На болотах, где не всегда это удается из-за плохой проходимости машин, отдельно подготавливают трассы каналов: удаляют кустарники, деревья, пни, крупные камни с помощью экскаваторов со специальным рабочим оборудованием (корчеватель). Трассы готовят на всю ширину каналов и полос разравнивания кавальеров.

Затем с трасс каналов снимают гумусовый слой. С 1 км канала получают 2...3 тыс. м3 ценной почвы для благоустройства поселков и городов, а также для теплиц, присыпки откосов каналов и обогащения малоплодородных земель. Плодородный слой снимают двумя способами. При благоприятных условиях его снимают бульдозерами и стаскивают в кучи по трассе канала, затем экскаватором ЭО-2621А погружают на транспорт (автосамосвалы, тракторные прицепы) и вывозят в предназначенные места. Кучи делают через каждые 50...70 м по возможности на повышенных местах. В этом случае нужна четкая организация труда, чтобы в разработанном понижении не скапливалась вода и не ухудшались условия работы экскаватора. Поэтому не следует снимать плодородный слой сразу с трассы большой протяженности и задолго до строительства.

При отсутствии возможностей вывозки гумусового слоя сразу непосредственно с трассы канала его бульдозером снимают и перемещают в кучи за кавальером на краткосрочное складирование или за полосой разравнивания кавальеров для более продолжительного складирования.

В узких поймах, при больших поперечных уклонах, когда кавальеры разравнивают слоем толщиной 20 см и более, гумусовый слой снимают с трассы канала и с полос разравнивания кавальеров. После разравнивания кавальеров по ним разравнивают снятый гумусовый слой.