Фундаменты под машины

Нагрузки на основание от работающих машин и механизмов имеют не только статический, но и динамический характер. В ре­зультате вибрации некоторые грунты приходят в подвижное состояние, что ведет к образованию осадок. Поэтому фунда­менты должны иметь такие размеры и веса, чтобы амплитуда колебаний не превосходила некоторых определенных величин, установленных на основании опыта эксплуатации машин. При


Рис. 60 Фундаменты под машины:
а - массивный безподвального типа под вертикальный двухцилиндровый компрес­сор; б - массивный подвального типа под мотор-генератор; в - рамный под турбогенератор

этом фактическое давление, передаваемое фундаментом на ос­нование, должно быть таким, чтобы практически всякий грунт мог служить надежным основанием под фундаменты машин.

Если имеется опасность, что работа машин может вредно повлиять на соседние объекты, устраивают фундаменты с амор­тизаторами или располагают в грунте специальные стенки, ко­торые ограничивают распространение вибраций.

По конструкции фундаменты машин делят на массивные (жесткие) и рамные   (с нежестким верхним строением).

Массивные фундаменты строят в виде сплошных блоков или плит с подвалом (или без него), в зависимости от особенностей машины (рис. 60, а, б). Материалом служит железобетон, а для маломощных машин - бетон и бутобетон.

Рамные фундаменты (исключительно подвального типа) вы­полняют в виде пространственной многостоечной жесткой рамы, заделанной в мощную опорную плиту. Из горизонтальных эле­ментов устраивают площадку и на ней устанавливают машины (рис. 60,в). Фундаменты рамного типа применяют главным об­разом для установки высокочастотных машин. Их чаще всего делают железобетонными, а также смешанной конструкции - стойки металлические, а ригели железобетонные.