Грунтовые шаланды

Грунтовые шаланды представляют собой металлические суда, приспособленные для погрузки и перевозки на требуемое расстояние грунта, извлекаемого черпаковыми снарядами.

Для грунта в шаландах устроены специальные трюмы с открывающимися створками, что обеспечивает опорожнение трюмов в течение 2—3 мин.

На шаландах, предназначаемых для тяжелых грунтов, стенки трюмов защищают специальными щитами. Имеются шаланды с глухими трюмами, разгружаемые шаландоразгружателями.

Для непотопляемости шаланд по бортам, в средней части и в концевых образованиях их корпуса, устраивают воздушные отсеки. Грунтовые трюмы располагают вдоль или поперек корпуса шаланды.

Створки порожних шаланд в закрытом положении находятся выше уровня воды. Открытые створки занимают вертикальное положение, не выступая ниже плоскости днища. Это предохраняет их от поломки при посадке порожних шаланд на мель. Для снятия груженой шаланды с мели достаточно отдать створки, чтобы она освободилась от грунта.

Для закрытия створок применяют цепи или тросы, прикрепляемые к ним. Противоположные концы цепей или тросов соединены с тяговыми устройствами лебедок, находящихся на палубе шаланды.

Наиболее совершенны и удобны в эксплуатации гидравлические лебедки, приводимые в действие электромоторами или вручную. Схема гидравлической лебедки приведена на рис. 49. Последняя состоит из стального или чугунного толстостенного цилиндра 1, в который с обеих сторон через сальники входят дна плунжера 2, соединенные траверзами 3 и тягами 4 с пластинчатыми цепями 5. В средней части цилиндра имеются два отверстия 6, через которые в цилиндр поступает рабочая жидкость, выходящая через отверстие7. При нагнетании жидкости в цилиндр плунжеры раздвигаются и, натягивая цепи, закрывают створки люков шаланды. При этом отверстие 7 должно быть закрыто. Для отдачи створок краном открывают отверстие и жидкость под давлением плунжеров выходит из цилиндра; плунжеры в результате натяжения цепей входят внутрь цилиндра и створки шаланды открываются под действием веса грунта.

 

 

Рис. 49. Гидравлическая лебедка:
1 — цилиндр; 2 — плунжеры; 3 — траверзы; 4 — тяги; 5 — пластинчатые цепи (Галля); 6 — входное отверстие; 7 — выходное отверстие

На самоходных шаландах отдача и закрытие створок трюмов осуществляются из рубки управления; на шаландах, перемещаемых теплоходами, учаливаемыми в кильватер с шаландой — из рубки управления теплохода. Если шаланда перемещается на буксире, то на ней должно быть рулевое управление.

На шаландах, толкаемых теплоходом, имеются автосцепы для быстрой учалки и расчалки шаланд в кильватер с теплоходом, независимо от того, загружена или не загружена шаланда.

Внутренний вид грунтового трюма шаланды приведен на рис. 50.

Самоходная шаланда, заполненная грунтом, изображена на рис. 51. Вместимость грунтового трюма шаланды 300 м3. На шаланде установлено два двигателя внутреннего сгорания по 250 л. с. каждый. Длина шаланды 50,7 м, ширина 10,2 м. Шаланда приводится в движение двумя винтами. Скорость хода с заполненным трюмом 13,5 км/час. Для опорожнения шаланды устроено 16 люков, закрываемых парными створками. Рулевая рубка с пультом управления расположена в кормовой части. Для подъема двух судовых якорей весом по 300 кг применяется электроручной брашпиль. Рулевое устройство состоит из трех рулей, приводимых в действие от гидравлического ручного привода.

Подъем створок грунтового трюма производится гидроподъемниками, имеющими автоматически действующие стопоры, замыкающие их рабочие поршни при поднятых створках и воспринимающие усилия от веса грунта и створок. Для очистки трюмов от липких грунтов имеется гидроразмывочная система, состоящая из 8 лафетных стволов (гидропультов), расположенных на главной палубе. Для подачи воды используется пожарный электронасос.

 

Рис. 50. Трюм грунтовой шаланды

 

Одна из японских фирм для механизации закрытия створок грунтоотвозных шаланд использовала энергию падения грунта при разгрузке шаланд.

 

 

Рис. 51. Самоходная грунтовая шаланда

 

Устройство, сконструированное для осуществления этого способа, действует так, что кинетическая энергия грунта, появляющаяся во время разгрузки шаланды, аккумулируется в специальном баллоне в виде потенциальной энергии сжатого воздуха.
Для механизации швартовки шаланд у борта земснаряда командиром земснаряда «Иртышский 6» В. Э. Бер предложено и внедрено швартующее устройство.

Основной элемент этого устройства (рис. 52): швартующая рама 4, подвешенная с помощью шарниров 8 под днищем грунтового лотка 1 земснаряда. Фальшборты 6, установлены на шаландах вдоль обоих бортов.

 


Рис. 52. Швартующее устройство

 

Грунтовой лоток 1 соединен шарнирно при помощи пальца 5 с желобом 7. Траверс 2 с блоком служит для закрепления троса, при помощи которого поднимается и опускается подвесной лоток. Последний усилен приваренным к нему швеллером 3.

Швартующая рама, упираясь в фальшборт шаланды, прижимает ее к борту земснаряда.

Для перемещения шаланды вдоль борта, в процессе наполнения ее грунтом, достаточно несколько приподнять подвесной лоток с рамой. После сплывания шаланды по течению на требуемое расстояние лоток с рамой осаживают.

Последнее обновление 07.08.15 20:18