Грунтовый насос

Грунтовый центробежный насос приспособлен для всасывания воды с грунтом. На землесосах применяют грунтовые насосы с рабочими колесами (крылатками) закрытого типа, имеющие наиболее высокий коэффициент полезного действия (к. п. д.). Рабочие колеса полуоткрытого и открытого типов дают значительно меньший коэффициент полезного действия и поэтому они в настоящее время не применяются.

Грунтовые насосы бывают с концентрическим и эксцентрическим расположением рабочего колеса в корпусе насоса. Корпус насоса неподвижно установлен на прочном фундаменте. Рабочее колесо приводится во вращение двигателем внутреннего сгорания.

Насос с эксцентричным расположением рабочего колеса закрытого типа изображен на рис. 3. Его основными частями являются корпус и рабочее колесо, состоящее из двух стальных фасонных дисков — переднего 1 и заднего 2. Между ними расположены криволинейные лопасти 3, изогнутые в сторону, обратную направлению их вращения. Лопасти и диски большей частью отливают вместе. В переднем диске имеется отверстие 4, через которое поступает на лопасти всасываемая пульпа. Задний диск представляет одно целое со ступицей 5, в которую входит конец вала 6. Рабочее колесо закрепляют на валу гайкой, защищенной от пульпы колпаком обтекаемой формы.

Корпус насоса имеет две крышки 7. В верхней части передней крышки устроен люк для возможности осмотра внутренней поверхности корпуса и рабочего колеса. Второй люк расположен в нижней части крышки, чтобы через него можно было освобождать насос от воды и очищать его от грунта и мусора. Во время работы насоса люки закрыты.

 

Рис. 3. Грунтовый центробежный насос с эксцентричным колесом закрытого типа (схема):
1 – передний диск; 2 – задний диск; 3 – лопасти; 4 – всасывающее отверстие; 5 – ступица; 6 – вал; 7 – крышки; 8 – всасывающая труба; 9 – выходной патрубок

В результате быстрого (200 и более оборотов в минуту) вращения рабочего колеса вода, заполняющая промежутки между лопастями, отбрасывается от центра насоса к концам лопастей. Вследствие этого в центре насоса и во всасывающей трубе образуется разрежение, и вода по всасывающей трубе 8 под влиянием атмосферного давления попадает в центральную часть насоса. От центра насоса лопастями пульпа под воздействием центробежной силы отбрасывается в отливной канал насоса, где создается повышенное давление, под воздействием которого пульпа перемещается к выходному патрубку 9, соединенному с вертикальным напорным грунтопроводом.


Рис. 4. Поперечный разрез грунтового центробежного насоса с концентричным колесом:
1 — лопасти; 2 — выходное отверстие

Наиболее рационально эксцентрическое расположение рабочего колеса. Оно отвечает условиям протекания жидкости по межлопаточным пазухам. Эксцентриситет возрастает по мере увеличения расхода пульпы, поэтому скорость движения последней постоянная.

Концентрическое расположение с большим зазором между внешней окружностью рабочего колеса и кожухом (рис. 4) также дает хорошие результаты. В этом случае уменьшается трение жидкости о металл.

В зазоры между дисками рабочего колеса и крышками насоса подается под давлением вода, которая, промывая зазоры, предотвращает попадание в них пульпы и тем самым защищает облицовку от износа.

Для обеспечения исправной работы грунтового насоса систематически проверяют состояние облицовки и величину зазоров между рабочим колесом и корпусом; обнаруживаемые повреждения устраняют.

Для нормальной работы насоса не должно быть прососов воздуха во всасывающем грунтопроводе, во входном патрубке насоса, через сальник, обеспечивающий герметичность в месте прохода вала рабочего колеса через корпус насоса. Попадание в насос воздуха приводит к снижению производительности землесоса. Поэтому обнаруживаемые по специфическому свисту прососы воздуха немедленно устраняют.

Перед приведением в действие корпус грунтового насоса заливают водой; для предотвращения вытекания воды между насосом и всасывающей трубой имеется колено (см. рис. 2)

Все внутренние поверхности корпуса, соприкасающиеся при работе насоса с грунтовой смесью, покрывают износоустойчивой облицовкой, изготовленной из марганцевой, хромоникелевой стали или другого сплава.

Для облегчения сборки и разборки больших насосов корпуса изготовляют из нескольких частей. Отдельные части соединяют болтами. Между фланцами для герметичности прокладывают листовую резину.

Последнее обновление 07.08.15 20:35