Корневидные сваи

В ряде стран фундаменты существующих сооружений усиливают вертикальными и наклонными сваями, пропущенными через укреп­ляемые конструкции. Так, итальянская фирма «Фондедиле» вы­полняет эти работы при помощи свай, названных корневид­ными.

Корневидные сваи как вертикальные, так и наклонные изготов­ляют длиной до 30 м, диаметром 100-219 мм с несущей способно­стью 20 Т и более.

Специальные установки вращательного бурения с большим чис­лом оборотов позволяют пробуривать скважины через вышераспо­ложенные конструкции и фундаменты (бутовую и кирпичную клад­ку, бетон, железобетон). При этом конструкция не подвергается динамическим воздействиям.

Диаметр буров можно применять различный, с учетом требуемой несущей способности свай. В зависимости от условий при бурении используют сжатый воздух, воду или бентонитовую суспензию, что­бы не нарушить устойчивость скважин. Способ устройства свай с применением сжатого воздуха и специального пластичного раствора    дает, возможность    значительно    уширить    диаметр свай.

Важной особенностью корневидной сваи является ее высокое сопротивление трению по боковой поверхности по сравнению с обыч­ными бетонными сваями благодаря цементации грунта, прилегаю­щего к свае.

Корневидные сваи армируют на всю глубину, чем достигается жесткость ствола как на сжатие, так и против возможных горизон­тальных усилий. Однородный состав раствора и сжатие, которому он подвергается в процессе набивки, придают стволу сваи высокую прочность.

Небольшие габариты буровых установок позволяют выполнять работы в стесненных условиях строительства: в низких помещениях, вблизи сооружений, находящихся в эксплуатации, и т. п.

Расположение и способы изготовления корневидных свай мож­но приспособить к разным конструкциям и обеспечить доступ к ра­бочим помещениям, благодаря чему устройство корневидных свай не препятствует нормальной эксплуатации укрепляемого сооруже­ния.

На рис. 13.2 показаны характерные схемы применения корне­видных свай: для усиления фундамента существующего здания, фундамента под оборудование, в качестве мостовой опоры, для за­крепления существующей подпорной стенки, сооружения новой «ре­шетчатой» стенки.

Как видно из схем, корневидные сваи отличаются прочностью на растяжение и могут выполнять функцию анкеров в конструкци­ях, подверженных горизонтальным усилиям    (подпорные   стенки, пролеты арочных мостов), в конструкциях фундаментов, восприни­мающих внецентренные нагрузки и т. п.

Принципиальные схемы применения буронабивных свай
Рис. 13.2. Принципиальные схемы применения буронабивных свай -
а - для Усиления Фундамента под несущую конструкцию здания; б - для усиления мостовой опоры; в - для укрепления подпорной стенки

Корневидные сваи применяют также и для устройства фунда­ментов новых сооружений, особенно в тех случаях, когда необходи­ма осторожность в_процессе выполнения работ.

В зарубежном строитель­стве есть много случаев при­менения буронабивных свай для укрепления фундамен­тов. Например, на металлургическом заводе близ Неа­поля для монтажа нового прокатного стана были уси­лены существовавшие фун­даменты во время постепен­ного демонтажа старого прокатного стана (рис. 13.3).


Фундамент под прокатный стан
Рис.  13.3. Фундамент под прокатный стан на металлургическом заводе фирмы «Италсидер». Поперечный разрез

Эксплуатация находящихся вблизи машин не прекращалась. Корневидные сваи были пропуще­ны сквозь толщину существующих бетонных фундаментов. Для вос­приятия значительных горизон­тальных усилий, возникающих при прокате слябов, большая часть свай  установлена  наклонно.

Интересен пример применения корневидных свай в качестве под­порной стенки при прокладке ли­ний метрополитена в Милане от­крытым способом. Котлован тон­неля был расположен почти вплот­ную к существующим зданиям, причем подошва котлована зале­гает значительно ниже фундамен­тов соседних домов. Эти фунда­менты требовалось усилить. Как видно из рис. 13.4, задача была решена применением решетчатой системы корневидных свай, заглубленных ниже отметки котлована метро. Сваи, пропущенные через фундаменты домов, укре­пили их.

Схема устройства решетчатой под­порной стенки
Рис. 13.4. Схема устройства решетчатой под­порной стенки при строительстве новой ли­нии метрополитена в г. Милане

Из сказанного следует, что применение корневидных буронабивных свай может дать значительный эффект при реконструкции промышленных предприятий и в других случаях усиления фундамен­тов.

Последнее обновление 12.01.16 16:43