Котлы и установки для разогрева вяжущих, приготовления горячих мастик и их транспортирования

Для разогрева вяжущего могут быть использованы жаро-трубные котлы конструкции Красноярскцелинстроя, Ленинградстроя, В.Б.Волженского, М.И.Ларина, Д-335. Не менее распространены и электрокотлы конструкции Свердловскгорстроя, Главзапуралстроя, Главленинградстроя.

Перечень котлов может быть дополнен новыми, внедренными в производство передовыми авторскими коллективами. Котел конструкции Красноярскжилстрой-1 представляет собой два металлических ящика, входящие друг в друга. Зазор между ними (250 мм) заполняется огнеупорным кирпичом, в толще которого просверливаются отверстия для прохода спиралей из нихромо-вой проволоки диаметром 2 мм. Концы спиралей выводятся на клеммники, укрепленные на торцевых стенках наружного ящика. Корпус котла заземляется, так как питание от сети напряжением 330 в, мощность,, потребляемая котлом на разогрев 1,5 м3 битума, составляет 30 кВт.

Для разогрева битума в котлах используют вихревые токи (токи Фуко). Котел сваривается в виде цилиндра из листовой стали толщиной 6-8 мм и изолируется листовым асбестом и стеклотканью, после чего на него, как на сердечник, в два слоя наматывается провод А-35 сечением 25 мм2 с двухслойной оболочкой. При прохождении по обмотке переменного тока в стенках котла возникают вихревые токи, равномерно нагревающие всю поверхность. Температура в котле достигает 200-240° С, потребляемая мощность на котел емкостью 2 м3 - 35 кВт. Такие котлы предложены Алма-Атинским домостроительным комбинатом.

Устройство, с помощью которого можно реконструировать битумоварочные котлы в установки для транспортирования мастик, предложено трестом Бердянскстрой.

На одноосном шасси или тележке устанавливается электродвигатель, соединяемый муфтой с шестеренчатым насосом типа РЗ-3, НШ-46, НШ-100. С одной стороны к насосу подходит всасывающий шланг с храповиком, с другой - нагнетающий, с удочкой или пистолетом-распылителем. Кроме того, имеется соединение шлангов на прямую с перепускным краном, установленным на перемычке.

Если на нагнетающем шланге распылительное устройство заменить форсункой, то его можно использовать для разогрева котлов. Если устройство дополнить комплектом трубопроводов из труб диаметром 25 мм с длиной секций 4 м, имеющих изоляцию, то получится автономная насосная установка. Транспортирование битума производится на расстояние до 50 м по горизонтали с подъемом на высоту до 25 м, производительность установки достигает 1,1 м3/ч. Питание обогрева трубопроводов - от трансформаторов ТС-32 или ТС-24.

Просты в изготовлении и устойчивы в работе установки конструкции Минпромстроя БССР (рис. 15). Установка работает от бесфорсуночного котла, битум самотеком поступает в приемный бак, из которого насосом НШ-46 подается по закольцованному трубопроводу к рабочему месту. Агрегат монтируется или на одноосном прицепе, или на раме с полозьями.

 


Рис.   15  Установка   для   подачи   разогретого   битума конструкции Минпромстроя БССР
1 - труба; 2 - бачок для горючего;  3 - битумоварочный котел; 4 - трубопровод;   5 - промывочный   бак;   6 - пробочный   кран; 7 - приемный  бак;   8 - электродвигатель;  9 - полозья


Транспортирование мастики к рабочему месту и ее нанесение на поверхность может производиться установкой треста Магнитострой (рис. 16).
Установка состоит из котла цилиндрической формы емкостью 2,8 м3, теплоизолированного шлаковатой, двух форсунок для подогрева, работающих на жидком топливе, топливного насоса ЯМЗ-204, компрессора 0-38 для перемешивания барботированием через перфорированную трубу, уложенную на дне котла. Управление установкой осуществляется с пульта. Подогрев трубопррводов производится трансформаторами. Установка обеспечивает подачу мастики до 85 м по горизонтали, высота подачи составляет 25 м. Агрегат крепится на двухосном шасси.

НИИСП Госстроя УССР сконструировал передвижной котел для разогрева битума с использованием коаксиальных нагревателей (рис. 17).

Производительность котла 120-150 кг/ч. Котел может работать и как установка для разогрева и транспортирования горячего битума к рабочему месту - для этого на спускной патрубок устанавливается насос. Раздаточный трубопровод закольцован с котлом, насос может работать как для подачи битума, так и на рециркуляцию.

Автономная установка пневмоподачи мастик (рис. 18) разработана  трестом  Промстрой  г.  Куйбышева.  Характеристики


Рис.   16 - Установка   для   подогрева и подачи мастики конструкции треста
Магнитострой
1 - котел; 2- форсунки для разогрева; 3 - емкость с топливом; 4 - топливный насос от двигателя ЯМЗ-204; 5 - пульт управления; 6 - термометр; 7- насос для перекачки мастик; 8 - трубопровод; 9 - электроподогрев   трубопровода



Рис.   17 - Установка   для   разогрева и   трубопроводного   транспортирования   битумов   конструкции    НИИСП Госстроя УССР
А - загрузка    битума    в   твердом   состоянии;   Б - подача   битума   при   рециркуляции; 1 - емкость    для    битума;    2 - электронагреватели;   3 - листы   с   отверстиями;   4 - емкость   с   щелевыми    отверстиями;    5 -  битумный   насос   для   подачи   и   рециркуляции


установки следующие: максимальная высота подачи - 25 м, дальность подачи по горизонтали - 80 м, давление в сети 3- 4 кГ/см2.
В перерывы мастику во избежание расслоения компонентов необходимо перемешивать, при незначительных перерывах 3-4 мин, а при длительных 10-15 мин. Перемешивание производится воздухом, подаваемым от компрессора, через перфорированные трубы в нижней части резервуара. Установка состоит из компрессора типа 0-16-А производительностью 0,5 м3, цилиндрического резервуара, рассчитанного на рабочее давление до 6 кГ/см2, диаметром 1,1 м, длиной 2,3 м, объемом 2,4 м3, изготовленного из листовой стали, толщиной не менее 6 мм. В верхней части резервуара расположены узлы контроля и управления, спускной кран, предназначенный для аварийного выпуска сжатого воздуха из резервуара, а также две входные трубы от компрессора, диаметром 1/2" с пробочными кранами. В одной из торцовых стен резервуара предусмотрена ревизия для удаления скапливающейся грязи. По левой воздуходувной трубе сжатый воздух поступает в резервуар, а при вынужденных перерывах в работе в выходной стояк, на сброс или на продувание системы. По правой трубе воздух от компрессора поступает в перфорированную трубу, перемешивая битумную мастику.

Для забора вытесняемой воздухом мастики трубопровод вводится внутрь емкости, опускаясь до ее дна. Под резервуаром расположена  термокамера,  состоящая  из  электронагревательных элементов



Рис.    18  Пневматическая   установка   подачи   гидроизоляционных мастик конструкции треста Промстрой г. Куйбышева
1 - резервуар;   2 - продувочный   кран;   3 - воздухоспускной   кран;  4 - перфорированная  труба;   5 - воздуховод;   6 - манометр;   7- загрузочный  патрубок; 8 - ревизия;   9 - станина   с   термокамерой;    10 - электронагревательные   элементы;   11 - мастика;   12 - стояк

для подогрева мастики. Пневмоустановка передвигается на автоприцепе или волоком на салазках.


Технико-экономические показатели установок по приготовлению, транспортированию и подаче мастик и вяжущих приведены в табл. 11.

Авторским коллективом треста 17 Главзападуралстроя разработана и внедрена установка для разогрева твердого битума и подачи его по трубопроводам к рабочему месту. Конструкция выполнена на базе битумоплавильного котла Д-335 асфальтобетонной установки. Битум загружается в агрегат с помощью скипового подъемника. В лицевом торце жаровых труб (без топки) устанавливаются две форсунки диаметром 2 1/2" конструкции Теплопроекта в комплекте с дутьевым вентилятором ВВД-5 и топливными бачками. Теплопроизводительность одной форсунки 120-150 тыс. ккал/ч. Горячие газы, проходя по жаровым  трубам,  нагревают  битум до необходимой  температуры, после этого форсунки выключаются. На задней торцевой стенке, внутри котла, установлен насос Д-271 или ПДШ-125, ПДШ-200. Удлиненный вал его привода через сальниковую буксу выведен наружу и соединен с электродвигателем через редуктор. Насос забирает жидкий битум из котла и подает его к месту работ. После того как подано необходимое количество разогретой массы, насос останавливается, а затем снова включается в обратную сторону, что позволяет очистить трубы, исключает застывание в них битума.

Авторским коллективом треста Жилстрой Главсредуралстроя сконструирована установка с электроразогревом битума и пневмоподачей его к рабочему месту.

Котел емкостью 1,17 м3 изготовлен из листовой стали толщиной 3 мм. В целях уменьшения теплоотдачи котел покрыт асбестом, промазан глиной и закрыт кожухом из кровельной стали. В верхней части котла имеется люк с паронитовой прокладкой и прижимными винтами. На котле укреплены манометр для контроля давления и шаровой предохранительный клапан для выпуска газов. В нижней части котла находится люк для чистки.

Битум разогревается электроиглами, которые расположены по окружности котла на расстоянии 100 мм от стенки. Разогрев битума производится при неплотно закрытом верхнем люке. По окончании разогрева люк герметически закрывается, и в котле создается давление 0,35-0,7 кГ/см2 сжатым воздухом, нагнетаемым компрессором. Для увеличения дальности транспортирования мастики, а также возможности ее нанесения на поверхность непосредственно в процессе транспортирования, к сливному патрубку, расположенному на дне котла, подводится своя магистраль сжатого воздуха. Подаваемый по ней воздух подогревается в змеевике, смонтированном вдоль электроигл. Подача битума регулируется Пробочным краном. После окончания работы шланг подачи мастики продувается воздухом. Установка обслуживается одним рабочим. Конструкция нагревательной электроиглы показана на рис. 19.

В металлическую трубку диаметром 1 1/4// вмонтированы керамические втулки с нихромовой спиралью сечением 0,8 мм. На концах трубки приварены фланцы, к которым двумя болтами крепятся   керамические   диски,   в   центре   дисков   закреплены клеммы. Потребляемая

мощность установки 10 кВт, напряжение 380/220 в.
Для разогрева битума, приготовления битумных мастик, транспортировки их к рабочему месту в Главкиевгорстрое разработана передвижная электронагревательная установка емкостью 1000 л. Производительность установки 600 м2окрасочной гидроизоляции и 500 м2при устройстве рулонной.

При централизованном изготовлении мастик и вяжущих на заводах их доставка к объекту производится в специальных емкостях - термосах    или    специализированным    транспортом.

Специализированным транспортом является автогудронатор Д-251 конструкции треста 4 Мосстроймеханизация, выпускаемый Курганским заводом дорожных машин. Это автомобиль ЗИЛ-150, оборудованный эллипсоидальной цистерной емкостью 3,6 м3. Цистерна снабжена теплоизоляцией из стекловаты, благодаря чему остывание



Рис. 19  Нагревательная электроигла
1 - трубка;   2 - керамические   втулки;   3 - фланцы;   4 - клеммы;   5 - керамические диски


мастики не превышает 2°С в час. Машина имеет подогрев, состоящий из жаровых труб и двух горелок. В цистерну вмонтирован шестеренчатый насос, с помощью которого осуществляется ряд операций: перемешивание мастики, подача ее по шлангам на необходимое расстояние и заполнение цистерны мастикой из нижерасположенной емкости.

Для подогрева битума, транспортируемого в термосе, устанавливается газовая горелка, которая работает на сжиженном пропанбутане. Сравнительно небольшие размеры (объем до 2 м3) позволяют одновременно перевозить в автомобиле ЗИЛ-164'

два термоса. Горелки подогрева обеспечивают повышение температуры в час на 30-35° С, расход газа на подогрев мастики - 2 м3/ч.

Существенным недостатком котлов для разогрева вяжущих и термосов являлось отсутствие простых и надежных устройств для слива. Рационализатором треста Магнитострой Главюжуралстроя Э. К- Горшковым изготовлен специальный кран для слива вяжущих. В нижней части торцовой стенки котла вырезается отверстие. Труба диаметром 30-50 мм длиной 250-300 мм вставляется в это отверстие и приваривается к стенке котла. К наружному концу трубы, в верхней ее части, приваривается кронштейн из полосы 8х20 длиной 120 мм для крепления рычага, а в нижней части - сливной лоток из листового железа толщиной 3 мм. В трубе проходит шток, представляющий собой стержень диаметром 16-20 мм. Он крепится одним концом шарнирно к рычагу, другим - к конусу. Диафрагма с отверстием для штока приваривается к трубе и служит направляющей штока при открывании и закрывании крана. Для рычага используется труба диаметром 20-25 мм, один конец которой шарнирами соединяется с кронштейном и штоком, а второй конец - пружиной с торцовой стенкой котла. При пользовании краном достаточно потянуть рычаг на себя. При этом конус выйдет из трубы внутрь котла и тем самым откроет отверстие для выхода битума. Отпущенный рычаг под действием пружины возвращается в первоначальное положение, и конус закрывает отверстие в трубе.