Лебедки земснарядов

Для рабочих перемещений земснарядов на них установлены оперативные лебедки — становые и боковые. Первые — для перемещения земснарядов вдоль разрабатываемых прорезей, вторые — для поперечных перемещений. Кроме оперативных, на земснарядах имеются лебедки для подъема и опускания черпаковой рамы или всасывающей трубы; на шаландовых снарядах — лебедки для подъема и опускания грунтовых лотков и поворачивания грунтового клапана, перемещения шаланд, в процессе их смены и заполнения грунтом; на лотковых снарядах — для операций с длинным лотком; на рефулерных снарядах — для перемещения концевого понтона грунтопровода; на одночерпаковых снарядах и свайных землесосах — для подъема, а иногда и принудительного опускания свай; на всех земснарядах имеются брашпили или шпили для подъема судового якоря. На рамоподъемных станинах находятся краны для выполнения работ, связанных со сборкой и разборкой черпаковых цепей, установкой и уборкой разрыхлителей и всасывающих патрубков землесосов, а также для удаления из черпаков попавших в них камней и других предметов.

При работе землесосов и многочерпаковых снарядов требуется до шести тросов. На одночерпаковых снарядах количество рабочих тросов сокращается до четырех.

Расположение оперативных лебедок на палубе зависит от типа земснаряда, системы управления и конструкции лебедок.

Общее требование к расположению лебедок: их хорошая видимость с поста управления и удобный вывод тросов при возможно меньшем количестве изменений их направления в пределах палубы земснарядов.

Для предотвращения несчастных случаев шестерни оперативных лебедок защищают кожухами. Рабочие места от атмосферных осадков — тентами.

Металлическую палубу, ступени лестниц и площадки делают из рифленого железа или из железа с наплавленными электросваркой каплями металла.

Палубу по периметру корпуса, промерные мостики и площадки ограждают поручневым устройством высотой 0,8—1,0 м. В местах подачи трапов поручни делают разборные из тросов или цепей.

Палуба, все рабочие места и механизмы должны освещаться в соответствии с Правилами Речного Регистра.

Основными частями каждой лебедки являются рабочие барабаны, двигатель, редуктор, муфта сцепления барабанов и тормоза. Иногда имеются боковые консольные барабаны для выполнения швартовных операций.

Наиболее простые и удобные лебедки с электродвигателями. Для того, чтобы можно было в требуемых пределах плавно изменять скорость вращения барабанов лебедок, нужен постоянный ток. Силовые же установки земснарядов вырабатывают переменный ток. Для преобразования переменного тока в постоянный применяют систему. ДГД (двигатель — генератор — двигатель).

По этой системе от судовой электрической станции работают первичные двигатели, которые приводят в действие специальные генераторы, вырабатывающие постоянный ток только для электродвигателей лебедок.

Управление лебедками с электрическим приводом централизовано на пульте земснаряда.

Для равномерного набирания (навивания) тросов на барабаны применяют тросоукладчики. Электрическая лебедка с тросоукладчиком приведена на рис. 34. Тросоукладчик состоит из вала с винтовой нарезкой и каретки с роликами, между которыми проходит трос. Вал тросоукладчика вращается от вала барабана пластинчатой цепью Галля. На концах вала нарезаны правая и левая винтовые канавки, которые плавно переходят одна в другую. Внутри каретки устроен поворотный; сухарь, входящий в канавку вала. При вращении вала сухарь скользит по винтовой канавке, перемещая каретку вдоль вала. У концов вала сухарь, поворачиваясь, переходит в другую винтовую канавку и движет каретку в противоположную сторону.

Движущиеся части лебедок защищены кожухами в соответствии с требованиями техники безопасности. При этом возможен осмотр движущихся частей и их своевременная смазка. На рис 35 (а и б) помещены становые лебедки (передняя и задняя) траншейного землесоса, построенного на заводе «Чешские Лоденицы». Для подъема судового якоря с цепью имеется звездочка. Скорость выбирания цепи 5 м/мин.
На земснарядах малой производительности для возможности уменьшения размеров и облегчения отдельных механизмов применяют двух- и трехбарабанные лебедки. При трехбарабанных: лебедках один из барабанов используется для станового троса; два - для боковых или папильонажных.

Рис. 34. Электрическая лебедка с тросоукладчиком:
1 – фундамент; 2 — станина; 3 – шестерни на оси барабана; 4 – рабочий барабан; 5 – подшипник; 6 – ось зубчатой передачи электродвигателя; 7 – электродвигатель; 8 – винт тросоукладчика; 9 – каретка тросоукладчика

Двухбарабанные лебедки предназначены для папильонажных тросов.

На рис. 35 показан монтажный кран, установленный на рамоподъемной станине землесоса (производительностью 725 м3/час). Кран, поворачивающийся на 3600, оборудован электрифицированной тельферной тележкой для подъема и перемещения грузов в пределах вылета стрелы крана. Последний снабжен защитными реле, которые предотвращают перегрузку грузоподъемных устройств сверх определенной величины.

Рис. 35. Электрические становые лебедки:
а — передняя: 1 — электродвигатель; 2 — рабочий барабан; 3 — кожух электромагнитной муфты; 4 — ленточный тормоз; 5 — рычаг ленточного тормоза; 6 — подвижный груз тормоза;7 — электродвигатель для перемещения груза; 8 — ручной маховик для передвижения груза; 9 — вал тросоукдадчика; 10— каретка тросоукладчика; 11 — звездочка для цепи судового якоря; 12 — ленточный тормоз; 13 — маховик тормоза звездочки; 14 — передача от вала барабана к валу тросоукладчика; б — задняя: 1 — барабан; 2 — винт тросоукладчика; 3 — каретка тросоукладчика; 4 — стопор цепи судового якоря; 5 — звездочка судового якоря; 6 — консольные барабаны

На земснарядах без электрифицированных механизмов грузы поднимают ручными лебедками. Для той же цели на палубе у бортов имеются кранбалки, для швартовных операций — кнехты.

Рис. 36. Рамоподъемная лебедка и кран земснаряда:
1 — рабочий барабан лебедки; 2 — мотор лебедки; 3 — тельферная тележка с барабаном и мотором для подъема груза; 4 — кран

На шаландовых снарядах для подтягивания к земснаряду и перемещения шаланд в процессе их нагрузки применяют электрифицированные шпили (рис. 37).

Рис. 37. Электрифицированный шпиль многочерпакового снаряда

Последнее обновление 07.08.15 20:26