Механизмы и установки для подготовки поверхностей стыков, подачи и уплотнения бетонно-растворных смесей |
До начала работ по замоноличиванию торцы сборных железобетонных элементов должны быть очищены от наплывов бетона, грязи и пыли, для этого применяют пескоструйные аппараты или стальные щетки с механическим приводом.
Для подачи растворов и мастик в закрытые вертикальные стыки с малой полостью используется ручной инъектор, который может быть изготовлен в построечной механической мастерской. Он состоит из цилиндра емкостью 5-7 л, в который заливается раствор или мастика, и поршня со штоком и рычагами. Обслуживается инъектор одним рабочим. Для уплотнения бетонно-растворной смеси в стыке применяются или вибраторы, прикрепляемые к опалубке, или игольчатые вибраторы И-116 с тонким наконечником; уплотнить смесь в стыках с узкой полостью ими невозможно. Для уплотнения бетонной смеси в местах, куда не проходит игольчатый вибратор И-16, к его головке на специальном хомуте крепится стержень диаметром 10-15 мм, которым производится уплотнение штыкованием. Для простукивания опалубки и уплотнения смеси в горизонтальных швах шириной 60-300 мм может быть использована пневмотрамбовка конструкции рационализаторов треста Днепрометаллургстрой А. И. Плахотник и С. Б. Евдокимова. Она представляет собой специальную насадку к пневмомолотку. Для уплотнения смеси в горизонтальных швах днища и покрытия шириной до 60 мм рекомендуется приставка к площадочному вибратору ИВ-2 конструкт ции И. Ю. Юсупова, трест 3 Свердловскпромстрой Главсредуралстроя. Приставка (рис. 5) состоит из швеллера № 12, длиной 2,2 м, приваренной к нему пластины из полосы 40х4, двух ручек, для перемещения приспособления. На приставке крепится площадочный вибратор. Простейшим механизированным оборудованием для транспортирования раствора в рабочую зону и подачи его в полость стыка являются штукатурные агрегаты, имеющие растворонасосы производительностью 3 м3/ч,дополненные приемным бункером для перемешивания раствора и полиэтиленовыми трубами. Сочетание пластифицированного раствора и полиэтиленовых труб позволяет снизить потери давления в трубопроводах, избежать образования пробок, благодаря чему повышается надежность и производительность агрегата. Можно использовать обыкновенные растворонасосы С-317 производительностью 6 м3/ч,насосно-механическая часть у них заменяется приставкой конструкции инженера Марчукова. В комплект установки входят один-два растворонасоса С-317, компрессор ДК-9, растворомешалка С-220 емкостью 165 л,вибросито, приемный бункер со шнеком для перемешивания смеси,
материальный шланг и сопло. Установка смонтирована, на автоприцепе. Смесь на поверхность стыка наносится послойно, круговыми движениями сопла. Толщина первого слоя не более 5 мм, последующих 20-25 мм. При бетонировании пространства за арматурными стержнями сопло держат под углом 45° к бетонируемой поверхности. По данным Главмосстроя стоимость транспортирования раствора с помощью пневмонагнетательной установки составляет 0,62 руб/м2 против 1,9 руб/м3 при подаче раствора башенными кранами. При замоноличивании вертикальных стыков с подачей раствора ^под давлением снизу методом ЦНИИПромзданий используются установки, в которых нагнетание осуществляется растворонасосами ХЗ-263, С-317. Время заполнения стыка длиной 1 м составляет 1-1,5 мин. Более совершенным оборудованием для транспортирования и подачи смеси является пневмонагнетательная установка С-862, серийно выпускаемая Ростокинским заводом. Она показала себя надежной при работе в любое время года. Транспортирование раствора производится с помощью сжатого воздуха, для чего обычно используется передвижной компрессор производительностью не менее 6 м3/мин. Практикой установлено, что для пневмотранспортирования пригодны растворы с осадкой конуса 5-10 см при максимальной крупности зерен, не превышающей 20 мм. Пневмоустановка С-862 имеет производительность 3-4 м3/чпри максимальном рабочем давлении 7 кГ/см2,дальность подачи раствора по горизонтали до 200 м, высота подъема до 30 м. Пневмоустановка обслуживается оператором и его помощником. В обязанности оператора входит управление кранами подачи сжатого воздуха в нагнетатель, наблюдение за работой трубопроводов, обеспечение бесперебойности подачи смеси. Помощник оператора производит загрузку материалов, совместно с оператором- устраняет все неполадки и делает промывку установки. С особой тщательностью производится промывка трубопроводов водой в конце смены, а в процессе работы - по мере необходимости. НИИСП Госстроя УССР рекомендует для замоноличивания стыков комплект механизмов, который - в целом представляет собой мобильную установку (рис. 6). Она состоит из механизма замоноличивания и устройства для подачи бетонной смеси-пневмонагнетателя С-603А, загружаемого с помощью скипового подъемника. Сухую смесь цемента, песка и щебня подают в ковш скипа самооткрывающейся бадьей, при подаче материала башенным краном или самосвалом. Воздух для пневмонагнетателя и подачи воды к механизму замоноличивания подводится от компрессора ДК-9. Пневмонагнетатель со скиповым подъемником и напорная емкость для воды устанавливаются на платформе автоприцепа.
Рекомендуемые установки для транспортирования бетонно-растворных смесей, их составы приведены в табл. 7. Для технико-экономической оценки вариантов замоноличивания стыков автор инженер Ю. М. Еженков рекомендует пользоваться диаграммами. Для наглядности приводится графическое изображение операций при замоноли-чивании вертикальных открытых стыков и времени, затрачиваемого на них (рис. 7). Сечения стыков в рассматриваемом примере 0,2х0,2 м, высота резервуара - 5 м, при вибробетонировании подача раствора в стык производилась вручную. При таком графическом изображении улавливается любое изменение трудоемкости процесса и каждой операции в отдельности, видны операции, за счет которых увеличивается трудо-
емкость. Диаграмма построена по нормам времени, взятым из ЕНИР, и данным хронометража (табл. 8). Как видно из диаграммы, сокращение общей продолжительности рабочего процесса происходит за счет совмещения операций, уменьшения трудозатрат на каждую из них в связи с применением эффективных средств механизации.
|