Методы улучшения судоходных условий и значение дноуглубления в общем комплексе путевых работ

Землечерпательные, выправительные, скалоуборочные и руслоочистительные работы представляют собой единый и взаимосвязанный комплекс дноуглубления, без которого на свободных реках невозможно существенное улучшение судоходных условий и поддержание гарантированных габаритов судового хода.

Достигаемое дноуглублением улучшение судоходных условий сводится к созданию и последующему поддержанию судовых ходов с заданными глубинами, ширинами и радиусами закруглений и к устранению опасных для судоходства свальных и навальных течений. По назначению дноуглубительные работы проводят в целях коренного улучшения судоходный условий и для поддержания существующей судоходной трассы.

Значение землечерпания в комплексе дноуглубительных работ возрастает с увеличением водности реки. Так, в нижних и средних течениях таких рек, как Амур, Обь, Иртыш, основным средством для увеличения габаритов судового хода является землечерпание. До регулирования стока Волги, Камы и Нижнего Днепра улучшение судоходного состояния этих рек осуществлялось также в основном в результате проведения землечерпательных работ.

На средних по водности реках, как например, Верхний Днепр, Припять, Ока, Белая, Вятка и др., наиболее эффективными являются землечерпательные работы, проводимые одновременно с выправительными.

На малых же реках землечерпание часто имеет лишь подсобное значение; в основном улучшение судоходных условий здесь достигается выправительными работами.

Из приведенного могут быть исключения, например, на малых реках основными бывают землечерпательные работы в комплексе с выправлением, а иногда одно землечерпание.

Землечерпательные работы, проводимые для увеличения транзитных глубин, выполняют специальные суда технического флота, называемые землечерпательными или дноуглубительными снарядами, сокращенно — земснарядами. Последние извлекают со дна углубляемых участков грунт и удаляют его за пределы судоходной трассы посредством имеющихся на них приспособлений или специальных грунтоотвозных судов.

На участках судоходной трассы с недостаточными для прохода судов глубинами, ширинами или радиусами закруглений земснаряды разрабатывают каналы, называемые прорезями. Извлекаемый при этом грунт преимущественно используется для отсыпки выправительных сооружений в виде грунтовых дамб и засыпки емкостей с целью повышения устойчивости перекатов и устранения на них нежелательных для судоходства свальных течений.

В процессе выправления речного русла землечерпание проводят в целях: быстрого увеличения габаритов судового хода путем разработки прорезей по выправляемой трассе; устройства из грунта тела выправительных сооружений, придания берегам требуемых очертаний и др.

На реках, находящихся в естественном состоянии, уровни воды изменяются под влиянием климатических и метеорологических факторов. При прохождении паводков судоходство большей частью затруднений не испытывает. Поэтому землечерпательные работы проводят для того, чтобы улучшить главным образом судоходные условия в меженный период.

На реках с зарегулированным стоком летом расходы воды по сравнению с бытовыми увеличиваются. Например, на Волге после постройки Рыбинского водохранилища наименьшие меженные расходы увеличились в 2 раза, а глубины — в 1,5. В результате постройки Горьковского, Куйбышевского и Волгоградского гидроузлов выше их образовались водохранилища с большими глубинами, но на нижележащих участках в результате увеличения меженных расходов транзитные глубины хотя и увеличились, но на недостаточную для эффективного использования транспортного флота величину. Это определяет для таких участков необходимость производства землечерпательных работ, как принято говорить — в комплексе с регулированием стока.

На шлюзованных реках землечерпательные работы проводят в зонах выклинивания подпора, т. е. там, где подпертый уровень сопрягается со свободной поверхностью воды. Здесь во время весеннего половодья часто происходит отложение наносов. Разрабатываются и участки на подходах к шлюзам со стороны нижних бьефов, где также откладываются наносы.

На водохранилищах большей частью единственным средством для создания новых судоходных трасс и устройства подходов к портам, промышленным предприятиям, населенным пунктам, а также для увеличения глубины на устьевых участках рек, оказавшихся в подпоре водохранилища, является землечерпание.

На строительстве гидротехнических сооружений землечерпательные работы выполняют для устройства котлованов под шлюзы и гидростанции, а также для разборки перемычек перед пуском сооружений в эксплуатацию. Устройство тела земляных плотин и обвалований в процессе строительства узлов гидротехнических сооружений также производят земснарядами.

С помощью земснарядов добывают песчаные и гравелистые грунты, используемые как материалы для гражданского и промышленного строительства.

В системе Министерства речного флота на землечерпание расходуется около 60% ежегодных эксплуатационных затрат по содержанию внутренних водных путей.

За рубежом наиболее широкое распространение землечерпание имеет в США на Миссисипи и Миссури с их притоками, где земснаряды используют как для углубления существующей судоходной трассы, так и для устройства прокопов, спрямляющих трассу судового хода.

Последнее обновление 07.08.15 20:38