Монтажные краны

Для монтажа сборных конструкций применяют главным образом стреловые самоходные краны: автомобильные, пневмоколесные, автогусеничные и железнодорожные.

Автомобильные краны передвигаются с большой скоростью, их применяют при монтаже объектов, далеко расположенных друг от друга. Из-за небольшой грузоподъемности (3-5 т) и короткого вылета стрелы (10-12 м) автомобильные краны используют при строительстве малых сооружений, а также при погрузочно-разгрузочных работах.

Пневмоколесные краны смонтированы на специальных шасси с широко расставленными колесами. Они передвигаются собственным ходом, имеют повышенную грузоподъемность и более длинную стрелу, чем автомобильные краны. Стрелу снимают и перевозят отдельно.

Гусеничные краны применяют при монтаже сборных железобетонных сооружений и на складах для погрузочно-разгрузочных работ.

Большинство гусеничных кранов является кранами-экскаваторами с грузоподъемностью от 5 до 15 т.
Монтажные краны представлены на рис. 106.


Рис. 106. Монтажные краны:
а - автомобильный; б - пневмоколесный; в - гусеничный

Специальный гусеничный кран ГСК-26 имеет максимальную грузоподъемность 25 т. На большие расстояния такие краны перевозят в не разобранном виде на железнодорожных платформах или на специальных платформах-трейлерах.

Железнодорожные краны (рис. 107) имеют грузоподъемность от 6 до 75 т и длину стрелы от 10 до 32,5 м.


Рис. 107. Железнодорожный дизельэлектрический кран К-501:
1 - специальная платформа; 2 - поворотная кабина; 3 - стрела

Недостаток их - пониженная устойчивость, если стрела расположена перпендикулярно к пути движения.

Широкое распространение при монтаже зданий из сборных железобетонных элементов получили башенные краны. По сравнению с другими типами они имеют ряд существенных преимуществ: большую высоту подъема и такое расположение стрелы, при котором изделие можно подавать в любую точку возводимого сооружения; башенные краны легко передвигаются по рельсовым подкрановым путям вдоль строящегося здания.

Для строительства гражданских зданий используют башенные краны грузоподъемностью от 1 до 5 т с вылетом стрелы от 13 до 30 м и высотой подъема крюка от 11 до 80 м.

Для строительства крупных промышленных объектов, электростанций, доменных, прокатных и мартеновских цехов и т. д. применяют башенные краны грузоподъемностью при наибольшем вылете стрелы от 3 до 15 т и при наименьшем от 10 до 40 т, наибольшая стрела вылета у таких кранов составляет, от 20 до 36 м, а высота подъема - от 34 до 75 м.

Схема башенного крана представлена на рис. 108.


Рис. 108. Схема башенного крана БКСМ-3-5-5

При строительстве высоких сооружений применяют самоподъемные (ползучие) башенные краны, опирающиеся на конструкции возводимого здания и поднимающиеся по мере его строительства. Стрелы таких кранов, как правило, горизонтальные с передвижными грузовыми тележками     (рис. 109).

Рис. 109. Самоподъемный башенный кран:
1 - противовес; 2 - поворотная головка; 3 - стрела; 4 - грузовая тележка с крюком; 5 - башня; 6-опора

Для монтажа крупноблочных и крупнопанельных зданий нередко используют и козловые краны, представляющие собой опирающийся на стойки (ноги) ригель, по которому передвигается грузовая тележка  (рис. 110).


Рис. 110 Козловый кран

Грузоподъемность козловых кранов доходит до 50 т и не меняется независимо от положения грузовой тележки.