Назначение и виды опалубки

Опалубка представляет собой форму, в которую укладывают бетонную смесь при возведении бетонных и железобетонных сооружений. По внутренним размерам и очертанию опалубочная форма соответствует проектным габаритам конструкции. Опалубка может быть деревянной, металлической, железобетонной и смешанной. При возведении монолитных железобетонных сооружений чаще используют деревянную опалубку.

Опалубка является временным вспомогательным устройством. Поэтому для сокращения затрат труда и материалов целесообразно ее использовать многократно для разных сооружений. Для этого она должна легко и быстро собираться и разбираться с наименьшими повреждениями. Основные типы опалубки: стационарная, разборно-переставная, подвесная, подвижная, или скользящая, передвижная.

Стационарная опалубка

Устраивают ее из отдельных досок, брусков и т. п. Применение стационарной опалубки может быть вызвано лишь большой сложностью форм сооружения с нестандартными конструкциями. Такая опалубка имеет однократное использование и после разборки большая часть материала идет в отход.

Разборно-переставная опалубка

Состоит из инвентарных деревянных щитов, коробов и т. д. разных размеров, которые образуют опалубочные формы фундаментов, балок, колонн и других конструкций. По мере окончания бетонирования опалубку разбирают и перемещают на другой участок работ для повторного использования. Этот тип опалубки наиболее распространен.

На рис. 72 изображена разборно-переставная опалубка ступенчатого фундамента под колонну (подколонник).



Рис. 72. Устройство щитовой опалубки:
1 - верхний щит; 2 - нижний щит; 3 - прижимная доска; 4 - проволочный тяж;  5 - распорка; 6 - подкос

Опалубку собирают из двух типов щитов - внутренних и наружных. Верхние щиты укрепляют прижимными досками и проволочными тяжами, в нижних устанавливают временные распорки и проволочные стяжки. Для  устойчивости нижних щитов в грунт забивают колья.

Плановое положение коробов из щитовой опалубки определяют следующим путем. На верхних крышках щитов намечают середину короба и поверх его прибивают тщательно выстроганные рейки перпендикулярно друг к другу. Грани реек располагают в направлении осей колонны. С проволок, натянутых по осям колонн, опускают отвесы и двигают короб до тех пор, пока обе прибитые к коробу рейки не коснутся шнура отвеса.

Разборно-переставные опалубки используют почти во всех железобетонных конструкциях, за исключением резервуаров, башен и др. Их применяют также для возведения железобетонных колонн зданий и сооружений. На рис. 73 изображена деревянная опалубка прямоугольной колонны.



Рис. 73. Конструкция опалубки прямоугольной колонны;
а - общий вид; б - металлический хомут; в - деревянный хомут на клиньях;     1 - короб; 2 - хомуты; 3 - планка хомута; 4 - упорная плашка; 5 - клинья; 6 - вырез;  7 - деревянная рамка

Короб для нее собирают из инвентарных щитов. Щиты короба, принимающие на себя давление от уложенной бетонной смеси, стягиваются инвентарными деревянными или металлическими хомутами. В верхней части опалубочных щитов колонны делают вырез для сопряжения опалубки колонн с коробами прогонов и балок. Для предохранения опалубки от повреждения при разборке вырез в щите колонны окаймляют снаружи брусками, на которые опирают короб балки, не вводя его в вырез.
Правильно расположить опалубку колонны на фундаменте или на перекрытии можно только при помощи деревянной рамки, которую устанавливают точно по осям колонн и прибивают гвоздями к деревянным пробкам, закладываемым в бетон. Нижний конец опалубки колонны вставляют в такую рамку и этим фиксируют ее правильное положение в плане.

Подвесная опалубка

При большой высоте помещений применяют опалубку балок в виде подвесных коробов, прикрепляемых к арматуре железобетонных конструкций. Подвесную опалубку используют также при бетонировании плит перекрытий; устраиваемых по заранее уложенным прогонам и балкам.

Подвижная, или скользящая, опалубка

Сущность такой опалубки состоит в том, что по мере бетонирования она целиком, без разборки на составные части, непрерывно поднимается в вертикальном направлении. Этот вид опалубки не требует специальных поддерживающих лесов, так как их заменяют постепенно возводимые стены самого сооружения. Опалубка поднимается (скользит) при помощи домкратов (винтовых или гидравлических), опирающихся на вертикальные стержни, заделанные в бетон стены сооружения. Конструкция устройства скользящей опалубки и взаимное расположение ее элементов при сооружении резервуара показаны на рис. 74.


Рис. 74. Подвижная опалубка:
а - общий вид опалубки в сборе: 1 - ферма; 2 - домкратные рамы; 3 - винтовые домкраты; 4 - рабочий настил; 5 - кружала; 6 - балки; 7 - домкратные стержни; б - домкратный винт: 1 - головка винта; 2 - муфта; 3 - винт; 4 - букса; 5 - челюсти; 6 - болты челюстей

По мере движения вверх в коробе опалубки устанавливают арматуру и заполняют его бетонной смесью. Скорость движения опалубки зависит от продолжительности твердения бетонной смеси. При температуре от + 15 до +20° средняя скорость доходит до одного метра за семичасовую смену. Применяя высокосортный быстротвердеющий цемент, скорость движения опалубки можно увеличить.

Скользящую опалубку применяют при строительстве башен, силосов, резервуаров и т. п. с вертикальными железобетонными стенками толщиной более 120 мм, высотой свыше 12 м без междуэтажных перекрытий.

Так как при строительстве высоких сооружений возможны перекосы опалубки при ее подъеме, то в процессе работы необходимо тщательно проверять вертикальность опалубки. Проверку осуществляют с помощью отвесов или теодолитов.

Передвижная опалубка

Передвижную, или катучую, опалубку периодически по мере укладки бетона передвигают в горизонтальном направлении. Такой тип опалубки может быть использован при строительстве железобетонных сооружений значительной протяженности, как, например, водоводов, подпорных стен, сводчатых перекрытий одноэтажных промышленных зданий, тоннелей и др.

Передвижная опалубка состоит из собственно опалубки и поддерживающей ее конструкции, установленной на тележке, передвигающейся на колесах по рельсовому пути или на катках (рис. 75).


Рис. 75. Общий вид инвентарной катучей опалубки во время бетонирования:
1 - рамы внутренней опалубки; 2 - рамы наружной опалубки; 3 - болты  крепления   наружной опалубки; 4 - воронки для  разгрузки бетонной смеси; 5 - переходный настил


Оборачиваемость передвижной опалубки зависит от протяженности бетонируемого сооружения и может быть достаточно большой.

Опалубка из железобетонных плит-оболочек

Рассмотренные выше типы опалубки являются вспомогательными конструкциями, значительно удорожающими стоимость работ. Поэтому разработан новый вид опалубки, представляющий собой плоские железобетонные плиты-оболочки, которые устанавливают по контуру возводимого бетонного массива и скрепляют с арматурой. Такая опалубка входит в состав конструкции и остается в сооружении в качестве облицовки. Опалубку из железобетонных   плит-оболочек широко применяют при строительстве гидротехнических сооружений.

Опалубка для сборных железобетонных конструкций

Сборные железобетонные конструкции большей частью производят на специальных заводах или на открытых площадках-полигонах, применяя для этих целей преимущественно металлическую инвентарную опалубку. Она состоит из металлических щитов, обрамленных уголковым железом. В таких формах изготавливают ступени, подоконные доски, плиты междуэтажных перекрытий, перемычки, балки, стеновые панели и пр.

Изготовление деревянной опалубки

Деревянную опалубку производят на деревообделочных заводах, в плотничных мастерских или на опалубочных дворах, обеспеченных подъездными железнодорожными или автомобильными путями. На всех предприятиях, изготавливающих опалубку, должна быть обеспечена поточность движения материалов со склада леса к обрабатывающим станкам и на склад готовой продукции. Расположение оборудования и других устройств на опалубочном дворе приведено на  рис. 76.


Рис. 76. Схема организации опалубочного двора:
1 - педальная пила; 2 - строгальный станок; 3 - циркульная пила; 4 - автокран;   5 - электродрель; 6 - место сборки щитов; 7 - сушилка; 8 - склад