Организация складского хозяйства

Для размещения и хранения строительных материалов и грузов на строительной площадке и вне ее организуют склады следующих видов:

1. Перевалочные склады для перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой.

2. Центральные склады, предназначенные для обслуживания всех объектов, расположенных на данной строительной площадке или на нескольких строительных участках. На центральных складах материалы могут храниться длительный срок.

3. Участковые склады, наиболее распространенные для обслуживания отдельных строительных объектов. Такие склады размещают как можно ближе к строящимся сооружениям.

4. Приобъектные склады, располагаемые обычно в рабочей зоне строительства. Они представляют собой открытые площадки, где хранятся строительные материалы, не портящиеся от атмосферных осадков: песок, гравий, бут, кирпич, арматура и др.

В целях сокращения перегрузок массовые строительные грузы обычно подают прямо к местам потребления, т. е. на приобъектные склады.
Центральные и участковые склады создают большей частью закрытыми. Они могут быть холодными или теплыми. Теплые строят редко, главным образом для хранения изделий и оборудования для монтажных работ.

При широком развитии строительства индустриальными методами потребность в сооружении складов становится все меньше и меньше, так как отпадает необходимость в завозе на стройплощадку инертных материалов, кирпича, извести и др. Нет также и нужды в резервировании площадей для размещения сборных железобетонных изделий, так как во многих случаях крупнопанельное и крупноблочное строительство организовано так, что привозимые изделия немедленно укладывают в конструкции.

Запасы материалов на строительной площадке должны обеспечивать бесперебойное ведение строительных и монтажных работ, но не быть чрезмерно большими. Излишние запасы ведут к замедлению оборачиваемости оборотных средств, т. е. к ухудшению финансового состояния строительной организации.

Размеры запасов каждого вида материалов и изделий определяют в зависимости от величины ежедневного расхода, интервала между поступлениями материала, продолжительности доставки и разгрузки грузов и минимального (страхового) запаса.

После определения запаса материалов потребуется подсчитать площадь, используемую под открытые и закрытые склады.
Полезную площадь склада без учета проходов и проездов находят по формуле:

(39)

где  F - полезная площадь, м2;

P - количество материала, подлежащего хранению на складе;

p - количество материала, укладываемого на 1 м2 полезной площади.

С учетом проходов и проездов полезную площадь при проектировании следует увеличить в два раза.

Для определения участка разгрузки необходимо руководствоваться длиной транспортных единиц. Например, длина двухосного вагона нормальной колеи составляет 8,6 м, четырехосного - 14,3 м, двухосной платформы - 10,4 м, а четырехосной - 14,2 м.