Производство руслоочистительных работ

При руслоочистительных работах необходимо в первую очередь, очищать от препятствий русло в пределах судового хода и в непосредственной близости от него (куда могут зайти суда). Затем препятствия удаляют с прилегающих к судовому ходу участков, куда может переместиться судовой ход. На подмываемых участках берегов производят работы по вырубке деревьев и выкорчевке пней, чтобы последние не попали в русло.

В зимний период очищают береговую полосу, удаляют отдельные более крупные подводные препятствия и разбирают каменные гряды.

В навигационное время на место выполнения зимних работ доставляют требуемое оборудование и инструмент и организуют мастерскую (кузницу) для ремонта инструмента, подготовляют жилые помещения, столовую и др. Во избежание излишних ледокольных работ участок обследуют в течение навигации, места работ (расположение препятствий) фиксируют и на основе такого обследования составляют проект и график производства работ с учетом всех производственных возможностей.

Основное оборудование зимних руслоочистительных работ — подъемные приспособления в виде лебедок с двигателями и талями. Лебедки устанавливают на специальных полозьях, так как это облегчает их перемещение. Блоки и тали для подъема подводных препятствий подвешивают над майнами на козлах. Козлы также устанавливают на полозьях для того, чтобы их можно было перемещать вместе с поднятым на поверхность препятствием в сторону от майны. С помощью автомашин и тракторов извлекают препятствия и отвозят их на берег.

К зимнему дноочищению приступают, когда толщина льда на месте работ достигает 20—25 см. Работы заканчивают к началу весенней прибыли воды. После окончания работ проводят контрольное траление и составляют акт о выполненных работах.

После открытия навигации участок работ вновь тщательно тралят и устанавливают обстановочные знаки в строгом соответствии с результатами промеров русла.

При работе в открытых полыньях подъемные устройства устанавливают на судах. Для расчалки судов применяют тросы, зачаливаемые за колья, вмороженные в лед.

При производстве зимних дноочистительных работ могут применяться дноочистительные снаряды. В этих случаях работы по извлечению камней проводят так же, как и в навигационный период. В процессе очистки берегов специальные берегоочистительные бригады извлеченные карчи и деревья распиливают на дрова и грузят на суда. Для подрыва находящихся на берегу деревьев и пней с помощью ложкообразного ручного бура под корнями делают шпур, в который закладывают заряд из расчета 10—15 г на 1 см диаметра пня или дерева. Растущие на берегу деревья спиливают и разделывают (в зависимости от их качества и возможности использования как лесоматериала). Спиливают деревья возможно ближе к поверхности земли, но пни обычно не корчуют, чтобы не нарушить растительного покрова берега и не ускорить этим его размыв. В дальнейшем, по мере подмыва берега, пни удаляют, так как они могут попасть в воду или явиться причиной аварий при навале на берег проходящих судов.

От деревьев очищают полосу берега шириной до 10—15 м. Работы производят в течение всего года, за исключением паводкового периода, когда берега бывают затоплены.

Извлеченные камни, срубленные и распиленные деревья и карчи укладывают в штабеля в таком месте, откуда они не могут вновь попасть в воду.