Производство тральных работ

По характеру и срокам проведения тральные работы подразделяются: на сплошное траление судовых ходов, местное и аварийное.

Сплошное траление производят регулярно на всем протяжении транзитного судового хода, за исключением плесовых участков с глубинами, превышающими в несколько раз гарантированные. На таких участках проводят эпизодический контроль за переформированием русла и чистотой судового хода с помощью траления, русловых съемок и промеров эхолотами. Сплошное траление выполняют также и на всех дополнительных судовых ходах, на подходах к портам, пристаням, причалам и затонам.

Местное траление делают в периоды между сплошными тралениями на всех перекатах, порогах, подходах к пристаням, тиховодах, на плесовых участках, где имеются сильные размывы берегов, а также на участках, где возможна засоряемость судового хода такелажем, бревнами и т. п.

Сроки и порядок производства тральных работ определяются «Технической инструкцией по содержанию судоходной обстановки на внутренних водных путях».

На реках первое сплошное траление проводят на спаде паводка до наступления транзитных глубин, превышающих в 1,5 раза осадку плавающих судов, второе — должно быть закончено к наступлению межени. В межень сплошное траление проводят один раз в две недели на реках с развитым лесосплавом и один раз в месяц на остальных реках. На реках с неосвещаемой судоходной обстановкой сплошное траление выполняют два раза за навигацию.

На водохранилищах первое сплошное траление производят на участках судоходных трасс до наступления минимального навигационного уровня, где при этом уровне глубины не превышают полуторной осадки плавающих судов. Последующие траления проводят не реже чем через каждые два месяца.

Местное траление проводят через 5—10 дней на песчаных перекатах с гарантированной глубиной или превышающей ее на 30—50 см и через 3—5 дней — на перекатах и порогах с каменистым ложем.

На подходных судовых ходах к портам, пристаням в пределах глубин, равных полуторной осадке судов, местное траление производят через 5—15 дней, в зависимости от интенсивности судоходства.

Аварийное траление какого-либо участка водного пути выполняют в тех случаях, когда в пределах этого участка утоплен якорь, лот или другой предмет, опасный для плавающих судов, или когда произошла авария с судном или плотом.

Для сплошного траления используют многозвеньевые жесткие и полужесткие тралы, а на плесовых участках с песчаным руслом — мягкие тралы; для местного траления — преимущественно жесткие и полужесткие тралы. На песчаных участках допускается траление и мягкими тралами с обязательными заездами как по течению, так и против течения, для аварийного — мягкие тралы.

Тральные работы выполняют работники судоходной обстановки и специальные тральные бригады.

Штат тральной бригады устанавливают в зависимости от конструкции трала и наличия обслуживающих судов. Работой отряда руководит мастер.

Обнаруженные при тралении препятствия немедленно убирают из пределов судового хода, или, если это невозможно, обставляют знаками судоходной обстановки.

В период высоких уровней воды камни и карчи, находящиеся на перекатах, часто бывают засыпаны грунтом, и поэтому тралением их обнаружить нельзя. С падением уровня воды, когда глубина судового хода становится равной 2,5—3,5 м, и начинается размыв перекатов, приступают к более тщательному тралению реки жесткими тралами.

В тех случаях, когда препятствия убирают спустя продолжительное время после того, как они обнаружены, или зимой, их засекают створами, закрепляемыми на берегах кольями. Каждый буек засекают не меньше чем тремя парами кольев (тремя створами). На кольях пишут порядковые номера и номер обнаруженного препятствия. Вешка, отмечающая местоположение препятствия, должна находиться на пересечении трех створов. При выставлении створов вычерчивают схему очертаний берегов с указанием отдельных препятствий и кольев, описывают в журнале обнаруженные, препятствия, выставленные створы и характер препятствий. О местоположении препятствий делают пометки на планах перекатов и лоцманских картах.

Тральные работы проводят также после окончания разработки прорезей земснарядами и в процессе производства дноочистительных работ и по их окончании для определения результатов этих работ (увеличение габаритов пути). На каменистых перекатах с помощью траления определяют фактические глубины.

В зависимости от типа жестких и полужестких тралов и глубины траления принимают запас на глубину траления в размере 20—50 см, а при волнении на реках и водохранилищах предусматривают также дополнительный запас на волнение.

На участках, покрытых льдом, для жесткого трала прорубают параллельные борозды, соединяемые поперечными бороздами, предназначенными для опускания и подъема трала; траление производят обычным порядком. Для траления небольших по площади участков применяют трал Палкина.