Прорези рназрабатываемые для коренного улучшения судоходных условий

Для систематического проведения работ по коренному улучшению судоходных условий по каждому плесу составляют на 5—10 лет проектную схему их улучшения, в которой обосновывают технико-экономическими расчетами габариты судоходной трассы и состав землечерпательных и выправительных работ.

Участки, подлежащие коренному улучшению, выбирают на основании материалов анализа состояния участка и результатов проводившихся дноуглубительных: работ. В первую очередь улучшают участки, на которых, несмотря на большой объем ежегодного землечерпания, не обеспечивается устойчивое состояние судового хода с заданными габаритами или, где русловые переформирования приводят к ухудшению судоходных условий.

В соответствии с проектной схемой для коренного улучшения судоходных условий по отдельным участкам составляют рабочие проекты.

При проектировании:

а)      анализируют гидрологический и русловой режим;

б)      на плане участка указывают границы судоходной трассы, землечерпательных прорезей, мест укладки грунта, выправительные сооружения;

в)      рассчитывают деформации русла и прорезей, элементы судоходной трассы, расположение и габариты выправительных сооружений;

г)      подсчитывают объемы и стоимость работ;

д)      выполняют технико-экономическое обоснование принимаемого варианта;

е)      составляют схемы и графики производства работ.

В соответствии с этим тщательно анализируют имеющиеся графические материалы, характеризующие происходившие и происходящие в речном русле переформирования, гидрологические данные, освещающие связь между глубинами и уровнями воды, и, в частности, влияние на состояние улучшаемого участка режима весеннего половодья и навигационных паводков. Сложные в гидрологическом отношении участки моделируют и промывают в лабораториях или на открытых русловых площадках.

Большей частью коренное улучшение судоходных условий связано с переносом судового хода из одной части русла в другую или в бывший до этого несудоходный рукав. Поэтому, анализируя происходящие в речном русле явления, устанавливают характер переформирований, происходящих по направлениям, которые могут быть использованы для новой трассы судового хода; определяют, какой из рукавов реки развивается и состояние какого ухудшается; насколько интенсивно происходит развитие побочневых проток, приводящее к отторжению побочней, и др.

Проектируя путевые мероприятия, стремятся использовать энергию мощного весеннего паводка, при прохождении которого происходят основные русловые переформирования.

Для закрепления проектируемой трассы используют извлекаемый при ее разработке грунт, укладывая его в виде валов, способствующих сосредоточению потока в основном русле.

Сохранности прорезей, разрабатываемых по новым направлениям, способствует их переуглубление и вообще увеличение габаритов.

Последние обосновывают гидравлическими расчетами и лабораторными исследованиями.

В Северном бассейновом управлении пути хорошие результаты дает коренное улучшение судоходных условий, включающее подрезку высоких песков, значительное переуглубление прорезей, устройство обвалований, возвышающихся над проектным уровнем на 2,5—3,0 м.
Если на перекате имеется два хода, то развитие одного из них большей частью вызывает обмеление другого. При явном размыве русла по новому удобному для судоходства направлению, по этому направлению разрабатывают новый ход.

Рис. 118. Примеры коренного улучшения судоходных условий

Прорези, протрассированные вдоль ведущих берегов, отторгающие побочни с отметками до 5 м выше проектного уровня, вносят коренные изменения в режим реки. Опыт проведения таких работ на Большой Северной Двине и Вычегде показал высокую эффективность землечерпательных работ для выправления русла, особенно, если прорези имеют большую ширину и разработаны с переуглублением.

Устройство прорезей по новым направлениям приводит к изменению режима поверхностных уклонов и может вызвать на вышележащем участке понижение уровня воды и интенсивный вынос продуктов размыва нового хода на нижележащий участок. Поэтому в процессе проектирования выполняют гидравлические расчеты для того, чтобы установить возможное уменьшение глубины вышележащего переката вследствие понижения уровня воды и, если нужно, намечают мероприятия для обеспечения нормальных судоходных условий и на этом перекате.

В результате удачного проведения работ по коренному улучшению судоходных условий резко сокращаются объемы эксплуатационного землечерпания, улучшаются плановые очертания судоходной трассы и облегчается поддержание на плесе дифференцированных и гарантированных глубин, а иногда указанные глубины увеличивают без применения дополнительных технических средств. Это возможно, если в результате коренного улучшения отдельных участков на них резко сокращаются объемы восстановительных работ, выполняемых в течение подготовительного периода.

Характерные типы прорезей по коренному улучшению судоходных условий иллюстрируются схемами, приведенными на рис. 118.