Расчетные уровни, габаритные пути и виды землечерпательных работ

Для планирования, проектирования и производства дноуглубительных работ на участках водного пути по водомерным постам, принимаемым за опорные, устанавливают расчетные уровни воды, называемыми проектными. От них отсчитывают уровни воды, приводимые в информационных бюллетенях и отчетных материалах, к ним привязывают планы русловых съемок и материалы, относящиеся к лоциям рек.
Положение проектного уровня дается относительно нуля графика опорного водомерного поста. Проектный уровень воды устанавливают в зависимости от группы водных путей по признаку обеспеченности его за многолетний период и по продолжительности допускаемого снижения в среднемаловодные навигации (табл. 9).

С одного водомерного поста плеса на другой проектный уровень переносят по кривым связи уровней воды опорного и остальных постов данного плеса. На перекатах положение проектного уровня определяют относительно береговых реперов.

На водохранилищах и озерах также устанавливают проектный уровень воды. Например, на водохранилищах за проектный принимают уровень наинизшей навигационной сработки.

При установлении такого уровня учитывают сгоны и сейши.

Проектный уровень меняют только в случае перехода реки в; другую группу (по интенсивности судоходства) или при существенном изменении гидрологического режима реки, происшедшего в результате проведения путевых работ, шлюзования или регулирования стока, либо естественных деформаций русла на участке опорного водомерного поста.

Проектное дно находится ниже проектного уровня на величину, равную заданной глубине.

Кроме проектного, различают следующие уровни воды:

рабочий, при котором производят дноуглубительные работы. Этот уровень зависит на реках от величины расхода воды, а на водохранилищах и озерах — от подпорной отметки и от сгонных и нагонных ветров;

срезочный, к которому относят материалы изыскании и исследований, используемые для составления планов перекатов и других участков.

Срезочный уровень для удобства пользования планами водных участков должен совпадать (и в настоящее время большей частью совпадает) с проектным уровнем воды. Для приведения к срезочному уровню результатов промеров к рабочему уровню прибавляют или из рабочего уровня отнимает срезку, которая определяется как разность отметок рабочего и проектного (или срезочного) уровней. Когда рабочий уровень выше проектного (срезочного), то срезка имеет положительное значение; если рабочий уровень ниже проектного, то значение срезки отрицательное.

Основной качественной судоходной характеристикой водного пути являются гарантированные габариты (глубина, ширина и радиус кривизны) судового хода, устанавливаемые на основании технико-экономических расчетов и утверждаемые Министерством речного флота РСФСР, а в союзных республиках — Советом Министров соответствующей республики. Гарантированные глубины и ширины должны обеспечиваться в течение всего навигационного периода даже в том случае, если уровень воды снизится ниже проектного, за исключением участков рек со скальным руслом.

Кроме гарантированных минимальных устанавливают дифференцированные в зависимости от уровня воды габариты, превышающие наименьшие гарантированные.

Дифференцированные габариты могут быть различными для спада весеннего половодья и в меженно-осенний период, когда состояние перекатов в результате проведенных дноуглубительных работ позволяет поддерживать при тех же уровнях воды большие транзитные глубины, чем на спаде весеннего паводка.

Дифференцированные глубины устанавливают, начиная с уровня воды, при котором транзитные глубины в 1,2—1,5 раза превышают величину наибольшей осадки транспортных судов на данном участке реки, т. е. с момента, когда дифференцированные глубины могут быть использованы для планирования работы транспортного флота.

Различают транзитные и внетранзитные землечерпательные работы.

К транзитным относят работы, выполняемые для поддержания и улучшения эксплуатируемых водных путей; к внетранзитным — для обеспечения подходов к портам, причалам, входов в затоны и др.

Транзитные дноуглубительные работы подразделяют на эксплуатационные и на выполняемые для коренного улучшения судоходных условий. Назначение первых — обеспечить установленные габариты судового хода в течение данной навигации; Вторых — создать, в комплексе с выправлением, удобные судовые ходы и довести улучшаемые участки до такого состояния, при котором заданные габариты судового хода можно поддерживать проведением небольших по объему землечерпательных работ.

В состав эксплуатационных землечерпательных работ входят:

а)      разработка прорезей для восстановления судового хода, существовавшего в предшествующую навигацию;

б)      частичное или полное восстановление прорезей, подвергшихся заносимости в течение данной навигации;

в)      частичное восстановление капитальных прорезей, разработанных в предшествующие навигации;

г)      камнеуборочные и руслоочистительные работы, проводимые в процессе эксплуатационных дноуглубительных работ.

Внетранзитные землечерпательные работы по назначению и важности их выполнения делят на 1, 2 и 3-ю очереди.

К 1-й очереди относят работы:

а)      на подходах к портам, пристаням и отдельным причалам пароходств;

б)      на подходах к судоремонтным заводам, мастерским и отстойным пунктам;

в)      в пределах акваторий судоремонтных заводов, мастерских и отстойных пунктов.

Ко 2-й очереди относят работы:

а)      на подходах к пристаням и причалам местного, внетранзитного значения и к отстойным пунктам;

б)      на внутрипортовых судовых ходах;

в)      по углублению подходов к новым или расширяемым судоремонтным заводам, верфям, докам, портам, пристаням, причалам, а также по расширению и углублению их акваторий.

К 3-й очереди относят землечерпательные работы для предприятий как входящих в систему Министерства речного флота РСФСР, так и посторонних. Эти работы включают добычу грунта, насыпку или намыв территории и дамб, рытье котлованов и траншей и т. п.

Внетранзитные работы, предусмотренные решениями правительства или приказами Министра речного флота вне зависимости от принадлежности их к той или иной категории, выполняют в установленные сроки.

Работы 1-й очереди подлежат безусловному выполнению и при неблагоприятных гидрологических условиях. Те из них, которые необходимы для нормальной эксплуатации портов, пристаней, причалов, выполняют наравне с транзитными работами до наступления межени. Работы в затонах и отстойных пунктах ведут преимущественно в осенний период с расчетом закончить их до постановки судов на зимний отстой.

Работы 2-й очереди обязательны для выполнения при расчетных гидрологических условиях, а работы 3-й очереди — при благоприятных гидрологических условиях после выполнения работ 1-й и 2-й очередей.

К работам по коренному улучшению судоходных условий относят:

отторжение побочней; удаление береговых выступов и высыпок, приводящих к отложению наносов на судовом ходу;

спрямление излучин; перенос судового хода в другие рукава, бывшие до этого несудоходными; подрезку выпуклых берегов, сложенных из плотных грунтов, для увеличения радиусов закругления судового хода; такие же подрезки в песчаных грунтах при обеспечении их сохранности;

намыв сооружений из грунта; засыпку береговых выбоин;

понижение отметок проектного дна в связи с увеличением гарантированных глубин, изменением положения проектного уровня воды; увеличением гарантированной ширины судового хода и др.

Кроме того, за счет капитальных вложений выполняют землечерпательные работы:

по устройству новых судовых ходов и портов-убежищ на водохранилищах;

по спрямлению излучин на реках при сроке окупаемости затрачиваемых средств более 3 лет, а также по строительству судоходных каналов;

по расширению акваторий портов, пристаней и затонов Министерства речного флота.

За счет капитальных вложений выполняют также скалоуборочные работы, необходимые для создания судоходных условий на участках водных путей, где в результате строительства гидростанций понижается уровень воды.