Штаты земснарядов

Старший на земснаряде — командир организует выполнение наряд-заданий на землечерпательные работы, высокопроизводительную работу земснаряда и поддержание его в рабочем состоянии. Он несет ответственность за соблюдение Правил по технике безопасности и производственной санитарии, правил плавания по внутренним судоходным путям и Речного Регистра РСФСР, а также отвечает за надлежащее оборудование земснаряда и вспомогательных судов. За состояние машинного отделения и имеющихся в нем механизмов отвечает механик земснаряда.

Командир и механик земснаряда проверяют, знают ли члены команды свои обязанности и указанные выше правила в части, относящейся к выполняемым ими работам.

Команду делят на палубную и машинную. Палубная команда обеспечивает установленный режим грунтозабора, рабочие перемещения земснарядов и своевременное выполнение в процессе извлечения и удаления грунта подготовительных и других работ. Кроме этого, палубная команда поддерживает чистоту и порядок на палубе земснаряда, грунтовых шаландах, на плавучем грунтопроводе и на других судах.

Машинная команда своевременно производит профилактический и текущий ремонт отдельных агрегатов и по мере необходимости заменяет запасными отдельные детали.

Большие профилактические ремонты, как например, замена облицовки грунтового насоса, переборка черпаковой цепи, выполняют совместно машинная и палубная команды.

В межнавигационный период команда принимает участие в ремонте земснаряда и в подготовке его к навигации. В соответствии с этим в конце навигации команда производит разоружение земснаряда, заключающееся в разборке отдельных механизмов, вытаске на берег звеньев плавучего грунтопровода и небольших судов, очистке корпуса, сдаче в заводской ремонт отдельных механизмов и др. Перед открытием навигации команда приводит земснаряд и обслуживающие его суда в рабочее состояние — производит вооружение земснаряда и вспомогательных судов, включая плавучий грунтопровод.

Все перечисленные и другие работы выполняют с соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии. За ходом выполнения этих правил и работ наблюдают командир и механик земснаряда.

За последние годы технический флот Министерства речного флота пополнился новыми высокопроизводительными судами серийной постройки.

Проводимые модернизационные мероприятия, внедрение централизованного управления механизмами и автокатизация грунтозабора направлены на облегчение труда и сокращение состава команд земснарядов и обслуживающих их судов.

На базе механизации и автоматизации производственных процессов широкое распространение получил прогрессивный метод работы с совмещением двух профессий — по палубе и по машине, а на обслуживающих теплоходах — судоводителя и судомеханика.

На земснарядах совмещаются профессии командира и его помощников с механиком и его помощниками, лебедчиков с мотористами.

На самоходных шаландах и на обслуживающих теплоходах совмещают должности капитана и его помощников с должностями механика и его помощников по такому же принципу, как на земснарядах.

На моторизованных завознях совмещены обязанности моториста и рулевого.

Штаты отдельных типов земснарядов, работающих круглосуточно, т. е. в течение 24 час и без выходных дней, приведены в табл. 4.

На судах речного флота семичасовой рабочий день, а в предвыходные и в предпраздничные дни — шестичасовой. Для обеспечения круглосуточной работы команду разбивают на вахты и устанавливают восьмичасовой график. За время, отработанное сверх установленного рабочего дня, членам экипажа предоставляют дополнительные дни отдыха в течение навигации. Если по условиям эксплуатации это сделать нельзя, то разрешается за праздничные и дополнительные дни отдыха предоставлять отгул в межнавигационный период, который можно присоединять к очередному отпуску.

Авральными и аварийными считаются такие работы, для выполнения которых требуется вызов всего экипажа или его части в помощь вахте. Эти работы выполняют по распоряжению командиров, земснарядов или начальников вахт. Продолжительность таких работ не должна превышать 10 час в течение месяца. Если их выполняют работники с нормированным рабочим днем вне их вахт, то они относятся к сверхурочным работам.

К работам, аварийного характера относят: спасение людей, судов и судового имущества, ликвидацию пожара, спасание и оказание помощи другим судам и т. д. Эти работы дополнительной оплате не подлежат.