Сигнализация и пропуск судов и плотов

Для связи поста управления с машинным отделением применяют машинный телеграф; при неисправной работе последнего пользуются рупором.

На земснарядах с централизованным управлением при помощи средств сигнализации контролируют режим работы механизмов машинного отделения и оперативных лебедок. При отсутствии централизованного управления распоряжения о подаче земснаряда вперед, изменении направления папильонажа, перемещении шаланды у грунтового лотка, его подъеме и опускании передаются свистком или сиреной, через микрофон, губным свистком и т. п.

При завозке якорей и плавучего грунтопровода связь между земснарядом, теплоходом и командой, работающей в завозне, осуществляют по микрофону, рупором, условными свистками и отмашкой.

Для вызова обслуживающего теплохода (шаландера), самоходной шаланды на земснаряде подают три коротких свистка. Теплоход отвечает

на вызов тремя короткими свистками, если он не может подойти к земснаряду сразу, то подает установленные сигналы о задержке.

Согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям РСФСР» на судах должны быть хорошо видимые сигналы.

На земснарядах всех типов: шаландах, брандвахтах, топливных и других судах при стоянке на якоре и буксировке ночью (от захода до восхода солнца) на мачте или флагштоке вывешивают по одному белому огню.

Если земснаряд передвигается самостоятельно, без буксировщика, на нем в соответствии с Правилами плавания поднимают отличительные ходовые огни, как на самоходном судне.

На судах с жидким топливом ночью на мачте зажигают красный огонь, а днем поднимают красный флаг.

Во время работы ночью (от захода до восхода солнца) на мачте или флагштоке земснаряда зажигают один зеленый огонь, хорошо видимый со всех сторон.

Кроме указанных, в ночное время применяют следующие сигналы:

а)      на рефулерных снарядах, откладывающих грунт в сторону правого берега, зажигают красные отличительные огни: один на боте-завозне, стоящем под становым тросом, два — у борта носовой и кормовой частей земснаряда на уровне тента и по одному красному огню через каждые 50 м по длине грунтопровода не менее 1 м над уровнем воды; на рефулерных земснарядах, транспортирующих грунт в сторону левого берега, вместо красных зажигают белые огни;

б)      на боте-завозне шаландового земснаряда зажигают красный или белый огонь, в зависимости от того, с какой стороны следует оставлять земснаряд.

На плавучем грунтопроводе во время стоянки у берега и буксировки зажигает белые огни через каждые 50 м. На грунтовых лотках кулуарных снарядов при укладывании грунта в сторону правого берега зажигают красные огни, в сторону левого — белые.

Судно при подходе к работающему на судовом ходу земснаряду, при следовании сверху на расстоянии не менее 1 км, а снизу — 500 м, подает один продолжительный звуковой сигнал. В ответ на этот сигнал в случае, если ход свободен, на земснарядах дают продолжительный свисток и отмашку флажком (днем) или белым огнем (ночью) с той стороны, с которой должны проходить суда и плоты.

Если проход невозможен, на земснаряде дают короткие (не менее пяти) свистки, в этом случае судно (или плот) прекращает свое движение до подачи длинного свистка и отмашки с земснаряда, т. е. до получения разрешения на право прохода.

После подачи установленных сигналов пропуска земснаряд отводят в сторону, чтобы состав имел достаточно широкий и удобный ход.

Для отвода земснаряда в сторону выбирают боковые тросы. Папильонажные земснаряды при освобождении судового хода могут продолжать работу по извлечению грунта, если направление отхода совпадает с направлением рабочего перемещения.

Для быстрого освобождения хода извлечение грунта прекращают, поднимают раму и отводят земснаряд в сторону, выбирая тросы с наибольшей скоростью.

В тех случаях, когда для безопасного пропуска состава отвести земснаряд к кромке прорези недостаточно, его перемещают за кромку прорези; если этому препятствуют имеющиеся там недостаточные глубины, земснаряд отходит в безопасное место, спускаясь на становом тросе.

Рефулерные и лотковые земснаряды для пропуска судов отводят в сторону укладки грунта.

При выборе стороны пропуска судов мимо шаландовых земснарядов учитывают размеры пропускаемого состава, направление течения и ветра и положение земснаряда на прорези. По возможности, следует пропускать суда со стороны, противоположной той, с которой производится нагрузка шаланд.

При неблагоприятных условиях для отвода земснаряда во время пропуска плотов и судов, в целях предотвращения навалов их на земснаряд, командир принимает меры предосторожности:

а)      организует выше переката пост для предупреждения судов об установленном порядке прохода мимо земснаряда;

б)      предоставляет обслуживающий теплоход для провода состава;

в)      высылает навстречу приближающемуся составу теплоход или катер, обслуживающий земснаряд, для предупреждения о порядке прохода и оказания помощи.