Строительство дорог без кюветов

На ровном рельефе внутрихозяйственные дороги часто строят без кюветов (рис. 50). Гумусовый слой почвы снимают и отсыпают в кавальеры бульдозером. По обеим сторонам дороги на расстояние 0,5 5+150 см от оси многоковшовым экскаватором ЭТЦ-202А прокладывают дрены из труб диаметром 75 мм с обкладкой стеклохолстом ВВ-АМ. Грунт, разработанный многоковшовым экскаватором, отсыпают в полотно бульдозером, где его выравнивают и уплотняют. Поверхность полотна профилируют грейдером. Дренажные траншеи засыпают гумусовым слоем почвы. Над траншеями грейдером формируют палообразные борозды. Остатки гумусового слоя почвы из кавальеров разравнивают по этим бороздам.

Дальнейшие работы по устройству покрытий выполняют вышеописанными способами.

Строительство дорог без кюветов уменьшает потери земли под дорогами.



Рис. 50 Технологическая схема строительства внутрихозяйственной дороги без кюветов:
1 - гумусовый слой почвы; 2 - грунт, разработанный из траншей; 3 - дорожное полотно - ширина проезжей части, В - ширина насыпи поверху, С - ширина обочин); 4 - траншеи, засыпанные гумусовым грунтом; 5 - слой гравия; 6 - слой песка. (Размеры в см.)

Очень важно хорошо выровнять разработанные резервы и покрыть их гумусовым слоем почвы. При выравнивании поверхности резервов необходимо создать уклон вдоль дороги к колодцам-поглотителям.

При прокладке дорог без кюветов продольный уклон формируют по боковым палообразным бороздам. Когда этим вопросам не уделяют должного внимания, на понижениях придорожных полос застаивается вода. По придорожным полосам прокладывают дрены. Однако они не всегда способны осушить придорожные полосы, поскольку при обработке почвы эти полосы сильно уплотняются почвообрабатывающими машинами (полосы разворотов машин).