Строительство каналов на болотах

В среднем по Литовской ССР болота занимают 17,3 % фонда переувлажненных земель, подлежащих осушению. Однако распределены они по территории республики очень неравномерно.

Две трети болот республики озерного происхождения. Они отличаются большой глубиной залегания торфа и сапропеля, причем залежь торфа небольшой глубины (1...3 м) часто подстилается сапропелем значительной мощности - 6...10 м и более. Верхний, обычно малоразложившийся, водонасыщенный торф является труднопроходимым для мелиоративных и строительных машин. Дно каналов и дренажных траншей часто врезается в залежи сапропеля. Со строительной точки зрения сапропель - самый неблагоприятный грунт. Он является жидкой, бесформенной массой, обладающей самым низким сопротивлением к нагрузкам. Каналы,   разработанные в залежи


Рис. 22 Щитовые слани для увеличения проходимости экскаватора и специальный крюк к ковшу для перенесения сланей.


водонасыщенного торфа и подстилающих сапропелях. под действием гидродинамического давления, нагрузки машин и кавальеров разработанного грунта подвергаются значительным деформациям: оползают откосы, выпирается вверх дно, выемки заполняются жидким торфом и сапропелем.

Из-за перечисленных выше причин каналы в таких грунтах строят по этапам, проектное сечение формируют постепенно. Осушение и консолидация залежи сапропеля проходят медленно. Поэтому процесс формирования каналов затягивается на 1...3 года. Для ускорения консолидации залежи торфа и сапропеля и уменьшения деформаций сечения каналов применяют вертикальные и горизонтальные дрены, фашины, настилы из - хвороста и другие мероприятия.

Удалить кустарник по трассам каналов корчевателями часто бывает невозможно из-за малой несущей способности поверхности болот. В таких случаях для удаления кустарника и пней применяют одноковшовые экскаваторы (Э-304В и др.) с рабочим оборудованием обратная лопата, но ковш заменяется корчевателем специальной конструкции.

Каналы в болотах разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с малым (1,8 МПа) давлением на грунт (Э-340В и др.). Однако в болотах озерного происхождения и при таком давлении не обеспечивается проходимость экскаваторов. Для уменьшения давления экскаваторов на грунт применяют слани. Их делают из щитов размером 5х1 м (8...10 щитов на экскаватор) или из отдельных бревен диаметром 15...20 см (рис. 22). Слани уменьшают давление экскаватора на грунт до 0,3 МПа, однако они во многом затрудняют саму работу. Кроме того, на изготовление сланей расходуют большое количество дефицитного лесоматериала.

В последнее время большое внимание уделяют предварительному осушению трасс каналов. При первом проходе разрабатывают траншею для отвода поверхностных и частичного понижения грунтовых вод по трассе канала. Разрабатываемый грунт отсыпают как можно дальше от выемки (не меньше 3 м), чтобы давление на дно и откосы было наименьшее. Выбранный грунт из верхней части траншеи используют для создания валика, который препятствует стоку в траншею жидкого торфа и сапропеля, выбранного из более глубоких слоев. Для стока поверхностных вод оставляют незасыпанные кавальером места. Грунт следует сразу или как можно быстрее разровнять бульдозером или экскаватором, если нельзя использовать бульдозер.

Вслед за разработкой траншеи по трассе канала необходимо прокладывать поперечные траншеи для предварительного осушения болота и облегчения строительства закрытого дренажа. Расстояние между поперечными траншеями 40...60 м. Их делают по обе стороны пионерной траншеи и располагают в шахматном порядке. Поперечные траншеи отводят поверхностные воды, понижают уровень грунтовых вод и одновременно уменьшают гидродинамическое давление (и тем самым деформации) основной траншеи по трассе канала.

Когда уровень грунтовых вод понизится (желательно не меньше чем на 70 см от поверхности земли) и грунт стабилизируется, спустя 1...3 месяца после разработки траншей вторым проходом экскаватора траншеи углубляют и расширяют. Такие углубления и расширения проводят несколько раз до достижения проектных отметок сечения. Так, на объекте мелиорации № 3 колхоза «Авиляй» Зарасайского района на трассе длиной 200 м для достижения проектного сечения канал разрабатывали 18 раз. В некоторых случаях для уменьшения деформаций сечения каналов от веса и вибрации экскаватора до-углубление проводят вручную.

При осушении болот торф оседает. Так, на объекте мелиорации № 4 колхоза «Авиляй» Зарасайского района на 100 м трассы канала осадка поверхности болота достигла 1,3 м. Поэтому глубину каналов и дрен следует проектировать с учетом возможной осадки. Для определения осадки поверхности болота имеются разные методы. Особенно важно точно определять осадку дна, когда по трассе канала торф чередуется с минеральным грунтом. В случае неточного определения осадки дна на болоте минеральный грунт может создать подпор стока.

При достижении проектного сечения канала следует сразу закрепить дно и откосы. В болотах дно каналов укрепляют плетнем, стенкой из досок или обрезков древесины. Колья для плетней или стенки из досок заглубляют в грунт не меньше 1,2 м. В некоторых случаях колья заглубляют до 3 м. Плетни (стенки) должны быть крепкими; хорошо устроенные, они от веса человека не должны сжиматься и вглубляться в грунт. С учетом возможной осадки дна канала сам плетень (стенку) следует заглубить в грунт. Подошву откосов хотя бы на 0,5... 1 м следует укрепить дерном. Верхнюю часть откосов засевают многолетними травами.