Строительство мелиоративных каналов. Организация строительства каналов

На 1 января 1986 г. в республике построено 63,5 тыс. км каналов, из них 0,6 тыс. км водоприемников (в основном отрегулированные реки), 53,1 тыс. км магистральных и проводящих, 8,4 тыс. км оградительных, 1,4 тыс. км регулирующих. Густота сети каналов по республике зависит в основном от рельефа и конфигурации осушаемых земель. Основное количество (83 %) составляют магистральные и проводящие каналы. Главным образом это открытые коллекторы дренажных систем, которые имеют следующие недостатки: занимают значительную часть высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий (около 35 тыс. га); мешают механизированной обработке почвы; требуют больших затрат труда и денежных средств на эксплуатацию.

В связи с этим при строительстве новых, реконструкции и капитальном ремонте существующих осушительных систем часть каналов заменяют железобетонными трубами диаметром 400... 1 600 мм.

Своевременное и качественное строительство каналов - залог успешного проведения работ по объектам в целом. Каналы необходимо строить до начала работ по предварительному осушению и тем более до начала строительства закрытого дренажа. Наилучшие сроки строительства - вторая половина лета. Такие сроки позволяют создать фронт работ для строительства закрытого дренажа весной будущего года. Каналы, разрабатываемые летом и осенью, необходимо закрепить до зимы.

В твердых глинистых и суглинистых грунтах, а также в болотах низинного типа каналы разрабатывают поздно осенью, зимой и весной. Закрепляют их весной после схода весенних паводков. Однако в пылевидных песчаных и супесчаных грунтах, на болотах переходного и верхового типа, а также при наличии грунтового водного питания и плывунов строить каналы поздно осенью, зимой и ранней весной нецелесообразно, поскольку во время весенних паводков происходят значительные   деформации  дна и откосов. Ликвидация их требует больших денежных и трудовых затрат. В таких условиях возможно лишь разрабатывать по трассе каналов траншеи предварительного осушения (для спуска поверхностных вод и понижения уровня грунтовых вод). Устройство каналов полного профиля проводят после прохода весенних паводков с одновременным разравниванием кавальеров и укреплением дна и откосов.

Строительство мелиоративных каналов организуют по трем вариантам. По первому варианту в некоторых СМУ создают специализированные бригады или стройучастки, которые по графику, увязанному со строительством дренажа, прокладывают каналы на всех объектах. Специализированному стройучастку выделяют следующие машины и инвентарь: 9 одноковшовых экскаваторов, 7...8 бульдозеров, 2 корчевателя, 2...4 гусеничных трактора (для механизированной планировки откосов, перепашки полос, разравнивания кавальеров и для перевозки дерна и других материалов), 4...5 колесных тракторов (для отсыпки на откосы смеси гумусового грунта, семян и удобрений и для транспортных работ), колесный экскаватор ЭО-2621А (для погрузочных работ), 7 разбрасывателей органических удобрений (приспособленных для отсыпки гумусового грунта на откосы), 3 плуга, 2 дисковые бороны БДТ-2,5, заправляющая машина, передвижная механическая мастерская, 5 домиков-вагонов. Общее число механизаторов и рабочих - 40...50. Состав ИТР: прораб, 2 мастера, 2 техника, механик. Годовой объем работ стройучастка на сумму 600 тыс. р. (примерно 35 км каналов, 60...70 трубчатых переездов). Прораб возглавляет стройучасток, один мастер с техником организуют работу одноковшовых экскаваторов, бульдозеров и корчевателей, которые распределяют по объектам в зависимости от объемов работ. Корчеватели удаляют с трасс кустарник, деревья, пни и камни. Бульдозеры при необходимости выравнивают трассы каналов, снимают гумусовый слой почвы, разравнивают кавальеры, отсыпанные экскаваторами, разрабатывают воронки, устраивают ложбины для спуска поверхностной воды. Другой мастер с техником организуют каналоукрепительные работы. В их распоряжении рабочие, проводящие крепление каналов и строительство трубчатых переездов, машинисты и соответствующая техника.

Второй вариант организации строительства каналов- специализированные  бригады   в   составе   комплексных стройучастков. Такие бригады организуют работы вышеописанным образом, только состав их в 2...3 раза меньше состава специализированного участка.

Третий вариант - строительство каналов в комплексе с другими мелиоративными работами на объекте. При расширении применения метода бригадного подряда этот вариант стали применять все чаще. В некоторых СМУ специализированные бригады по строительству каналов работают на основе субподряда с комплексными подрядными бригадами.