Строительство мостов

Сборные железобетонные мосты по проектам многократного пользования строят с одним, двумя и тремя пролетами. Литгипроводхоз разработал 25 модификаций таких мостов. Отличаются они друг от друга шириной проезжей части (7...10 м), высотой насыпи (1,3...2,1 м), конструкцией боковых дорожек, сметная стоимость их от 30 до 50 тыс. р.

Обычно мосты строят на протяжении трех летних месяцев; сократить эту продолжительность трудно, поскольку необходимы технологические перерывы между отдельными этапами работ для набора необходимой прочности бетонных соединений.

Успех и качество строительства мостов во многом зависят от тщательной подготовки и качества железобетонных конструкций. На строительство мостов в зимнее, время готовят ППР.

До начала работ ответственный мастер заносит в журнал производства работ, разработанный Минводхозом ЛитССР, исходные данные. В подготовительном периоде и во время строительства моста в журнал записывают ход проведения работ, погодные и другие условия, акты приемки скрытых работ и акты изменений проекта, регистрируют паспорта железобетонных изделий.

Мосты строят на вновь прокладываемых дорогах и на существующих (взамен старых, обычно деревянных мостов). При строительстве на существующих дорогах необходимо устроить объезд. Для объезда на реке или на канале строят временный трубчатый переезд из железобетонных труб. Диаметр труб указывают в проектах в зависимости от дебита водотока. Для объездной дороги строят временное полотно и гравийное покрытие.

На закрытие основной дороги и эксплуатацию объезда получают разрешение из автоинспекции (с обязательным осмотром на месте).

На дороге (с обеих сторон) делают насыпь грунта по ширине дороги высотой 1,2 м и ставят шлагбаумы с дорожными знаками «въезд запрещен». На расстоянии 150 м от начала объезда ставят знаки «крутой поворот» и «объезд».

После устройства объезда демонтируют старый мост. Перекрытия старого моста снимают корчевателем с тросами и трелюют на отведенное место. Опоры старого моста разрушают корчевателем прямой корчевкой или с тросами в зависимости от высоты опор и других условий. Корчевателем удаляют пни и кустарник с откосов насыпи и каналов, разрыхляют покрытие старой дороги на месте строительства нового моста.

Мост обычно строят на одной стороне от старого русла на подготовленной площадке. Подводную и отводную часть нового русла разрабатывают после погружения свай, до монтажа перекрытий. При подготовке площадки удаляют растительность, пни, камни, затем выравнивают с уклоном 2 % в сторону русла речки (канала). За пределами площадки прокладывают дорогу для подвозки железобетонных конструкций, материалов и оборудования.

На подготовленной площадке проводят разбивку основных и дополнительных осей моста и нового русла, а также отмечают характерные точки и линии. Для разбивочных работ устанавливают дополнительные временные репера. Ось моста, нового русла и места забивки свай должны быть разбиты с точностью +1 см. Разбивку проводят мастер и подсобный рабочий. Последний готовит вешки, визирки, колышки для визирования и разбивки и помогает мастеру в измерительных работах. Ось моста обычно совпадает с осью дороги, а ось нового русла - перпендикулярна оси моста. На точке пересечения данных осей определяют центр моста в горизонтальной плоскости. Расположение осей определяют линейными измерениями при помощи ленты от реперов. От основных осей откладывают поперечные и продольные линии свай. Точность разбивки проверяют измерением диагоналей от колышков угловых свай (рис. 52). Найденные расхождения устраняют уточнением продольных и поперечных осей свай.



Рис. 52 Разбивка, раскладка и забивка свай при строительстве сборного железобетонного моста с тремя пролетами:
1, 2 и 3 - сваи соответственно СУ-5-25, СУ-8-35 и СУ-10-35; 4 - копер СП-4; 5 - точки разбивки сваи; 6 - ось и направление движения копра; 7 - ось проектного канала; 8 - ось моста; 9 - русло реки; 10 - грузовой автомобиль МАЗ-5350; 11 - автокран СК-35; 12 - погруженные сваи; I...IV - номера рядов свай;  1-1... IV - 9 - обозначение свай на колышках  (номер ряда и свай).

В местах забивки свай вначале забивают металлические колышки длиной 30 см заподлицо с уровнем поверхности земли. У каждого колышка устанавливают сторожевые колышки, на которые наносят номер ряда и номер сваи в ряду. На расстоянии 3 м от крайних свай ставят вешки для визирования по рядам свай.

К месту строительства моста привозят передвижной домик-вагон, в котором смонтирована радиостанция «Лен-В» для связи с диспетчерской СМУ, затем подвозят железобетонные конструкции, копер и молот.

Обычно сваи погружают забивкой с помощью копра, смонтированного на экскаваторе Э-652 или на тракторе. В Шилутском СМУ накоплен опыт по погружению свай подмывом.

Для подвозки копра и дизель-молота следует провести тщательную подготовку. Необходимо подготовить место разгрузки копра с трейлера и площадку для монтажа. Дизель-молот (длина более 5 м и масса около 7 т) транспортируют отдельно на автомобиле с удлиненным кузовом или с прицепом. Для выгрузки дизель-молота необходим 10-тонный автокран.

Для успешного и качественного погружения свай очень важно правильно определить схему движения копра и раскладки свай (рис. 52). Сваи необходимо раскладывать так, чтобы можно было подхватывать их при помощи копра в удобном положении без помощи крана. Эти вопросы решают в проекте производства работ. Перед забивкой очень важно правильно установить сваи на место погружения и придать правильное первоначальное направление. При погружении свай ведут специальный журнал. Их необходимо забить с минимальными отклонениями (не больше 6 см). В противном случае дальнейшие работы становятся трудно решаемой проблемой. Сваи забивают на глубину не менее 4 м от проектной отметки поверхности насыпи при условии достижения проектной несущей способности. Если последняя не достигнута, то продолжают погружение до ее получения. Срубку голов свай проводят на высоте 2,5...3 м, поэтому необходимы крепкие стеллажи шириной 1,2 м вокруг сваи.

До начала работ на каждой свае масляной краской со всех сторон наносят по две линии. Срубку проводят между линиями. Место нижней линии отмечают по нивелиру на проектной высоте.

Работу по срубке свай проводят в следующем порядке. Рабочие зубилами и молотками обнажают арматуру со всех сторон, затем сваркой срезают ее. С одной стороны снимают стеллажи и трактором (на котором смонтирован сварочный аппарат) при помощи троса сваливают головы свай и стаскивают на место складирования. Стеллажи ставят на свои места. Рабочие зубилами выбивают бетон из внутренней части свай до нанесенной нижней линии, которая является основной при монтаже насадок. Поэтому очень важно точно провести срубку и выровнять поверхность рубки. После окончания работ по рубке голов свай разбирают стеллажи.

До начала монтажа опорных стенок необходимо под ними уложить подушки из щебня и подвезти гравий для


Рис. 53 Технологическая схема монтажа опорных стенок и насадок:
1 - бульдозер; 2 - насыпь; 3 - линия визирования насадок; 4 - визирки для монтажа насадок; 5 - стеллажи; 6 - ось канала; 7 - сваи СУ 10-35; 8 - трасса передвижения автокрана КС-3561; 9 - автокран КС-3561; 10 - ось моста; СУ 8-35 - сваи длиной 8 м с размером сечения 35х35 см; ПЗ-1А, ПЗ-2Л- опорные плиты; А-44 - насадки.


засыпки опорных стенок. Горячий битум (нагретый до 300 °С) получают из цехов асфальтобетона в специальной бочке. Бочку выгружают на песок, обкладывают стекловатой и обертывают рубероидом, чтобы битум не остыл.

Монтаж опорных стенок проводят в следующем порядке (рис. 53). Автокраном плиты поднимают и укладывают на щебень и подпорками подпирают к сваям. На внешнюю сторону уложенных плит рабочие кистями наносят битум в два слоя. После укладки всего первого ряда и окончания битумирования бульдозер засыпает плиты гравием. Подпорки снимают по мере засыпки плит. Вслед за засыпкой первого ряда по такому же порядку монтируют второй. По окончании монтажа вызывают комиссию для составления акта скрытых работ. По желанию комиссии в указанных ею местах стенку откапывают для оценки качества монтажных работ и

Рис.  54  Защита  насадок  при  разработке грунта  между  сваями:
1 - опорные  плиты;  2 - защитные  щиты;  3 - насадки;  4 - сваи


битумирования. После проверки и положительного решения комиссии опорные стенки засыпают грунтом окончательно.

До начала работ по монтажу насадок готовят две переносные лестницы длиной З...3,5 м, четыре легких стеллажа (1,5х0.6 м) высотой 1 м, нивелирную рейку с выступом для нивелировки вниз насадок с точностью 0,5 см, выравнивают площадки для автокрана.

Рис. 55 Технологическая схема разработки грунта между сваями: 1 - защитные щиты; 2 - насадки; 3 - ось моста; 4 - предел подхода экскаватора; 5 - ось канала; 6 - призма из щебня; 7 - бульдозер на тракторе ДТ-75; 8 - экскаватор Э-304Г. (Размеры в см.)

Железобетонные блоки насадок на сваи надевают автокраном, который устанавливают между 1 и 2 рядами свай, на оба ряда параллельно. Потом автокран устанавливают между 3 и 4 рядами, и монтируют насадки на них. Блоки складируют между 2 и 3 рядами.

Железобетонные блоки А-44 имеют трапецеидальный профиль с 0,02 уклоном в стороны моста. Поэтому их необходимо монтировать так, чтобы низы блоков были бы горизонтальны и в одной плоскости. Для этого с помощью рейки и нивелира берут отсчеты во всех углах блоков и поправляют их так, чтобы разница отсчетов не превышала 0,5 см. При этом используют деревянные подкладки, которые готовят во время монтажа. Продольные оси насадок проверяют по вешкам и шнуру. После исправления положения блоков сваривают арматуру свай и насадок, бетонируют проемы, хорошо уплотняя в них бетонную смесь, которую подают в ведрах по лестнице. Забетонированные места покрывают влагоудерживающими материалами - влажными опилками, тряпками и закрывают пленкой или рубероидом.

Грунт в проемах до проектных отметок разрабатывают экскаватором Э-304В с рабочим оборудованием драглайн и бульдозером на тракторе ДТ-75.

До начала разработки грунта на насадки накладывают деревянные щиты (рис. 54). Машинисту экскаватора выдают наряд-разрешение, в котором указывают на недопущение повреждения насадок и свай любыми частями экскаватора. В местах, где экскаватор не достает грунт, его разрабатывают бульдозером и подталкивают к экскаватору (рис. 55). Часть выбранного грунта (из первого проема) бульдозером перемещают в насыпь предмостья и в дорожное полотно, а другую часть - на место складирования для последующей засыпки старого русла речки (канала).

Дно и откосы русла (канала) под мостом укрепляют железобетонными плитами П-15-10 размерами 100х150 см.

До начала работы необходимо подготовить по 2 площадки с каждой стороны моста для камней и гравия и для установки автокрана. Камни и гравий подвозят автосамосвалами и высыпают в металлические ящики.

Траншеи для призм разрабатывают экскаватором ЭО-2621А. После засыпки траншей камнями вручную выравнивают их относительно поверхности земли и затем насыпают фильтрующий слой из гравия толщиной 15 см. Для точности засыпки и выравнивания поверхности через каждые 3 м забивают колья. С помощью нивелира на кольях делают предельные отметки, по которым прибивают доски; по верху досок колья спиливают. На выровненную поверхность гравия укладывают железобетонные плиты. Зазоры между плитами и сваями бетонируют.

Для подготовки предмостий бульдозером выравнивают поверхность их насыпи. На проектной высоте по бокам устанавливают доски. Автосамосвалами подвозят гравий и щебень. Гравий выравнивают и трамбуют бульдозером. Поверхность гравийной засыпи точно выравнивают по рейке вручную и хорошо уплотняют. Вручную разрабатывают траншею, в которую укладывают щебень и трамбуют. На выровненную поверхность щебня укладывают по два железобетонных лежака Л-1-опоры плит предмостий П-1.

До начала монтажа плит предмостий и перекрытий их подвозят и складируют на откосах дорожного полотна так, чтобы автокран мог достать их с верха насыпи (рис. 56).

Машинисту автокрана выдают наряд-разрешение на работу повышенной опасности. Для строповщиков проводят специальный инструктаж. Работы выполняют под непосредственным руководством мастера.

Монтаж плит предмостья и перекрытий начинают от оси моста одновременно в обе стороны. Ось моста проверяют визирками. Для монтажа переходных плит П-1 автокран устанавливают на поверхность дорожной насыпи (рис. 56). Затем кран устанавливают на деревянный щит, уложенный на смонтированные плиты предмостья, и, начиная от оси, монтируют средние плиты перекрытия П-6 первого пролета. По окончании монтажа плит первого пролета автокраном переносят плиты для второго (среднего) пролета и складируют их по сторонам первого пролета, оставляя проход автокрану. Автокран устанавливают на деревянном щите посередине смонтированных плит первого пролета. Начиная с середины монтируют плиты второго (среднего) пролета. По окончании этой работы автокран перемещают на предмостье. По бокам плит первого пролета складируют плиты П-1 для второго предмостья, а на них средние плиты П-6 и крайние плиты П-6А для перекрытия третьего пролета.

Рис. 56 Технологическая схема монтажа предмостий и перекрытии моста:
1 - ось моста; 2 - призмы из щебня для укладки лежаков;  3 - лежаки;  4 -
насадки; 5 - плиты укрепления дна и откосов предмостья; 6 - ось канала.

Автокран устанавливают на деревянный щит, уложенный на блоки второго пролета, и монтируют средние П-6 и крайние плиты П-6А на третьем пролете. Плиты П-1 перекладывают на края у второго или третьего перекрытия. По завершении этого монтажа кран устанавливают на перекрытие третьего пролета и монтируют плиты предмостья вышеописанным способом на подготовленную поверхность.

Вслед за завершением монтажа сварочным аппаратом срезают петли на плитах, устраивают температурные швы, битумируют и бетонируют    продольные швы между плитами.

Для гидроизоляции перекрытия рабочим выдают спецодежду и с ними проводят инструктаж. На очищенную поверхность перекрытия наносят слои битума и накладывают рубероид начиная от оси моста в стороны с перекрытием на 0,3 м. На рубероид наносят новый слой битума и кладут второй слой рубероида, 1 м от краев перекрытий оставляют без изоляции; здесь монтируют блоки боковых дорожек.

Для устройства сетки арматуры готовят площадку для вытягивания и рубки проволоки. Ее вытягивают автомобилями или тракторами. Нарубают 64 продольных стержня длиной 18,4 м и 180 поперечных стержней длиной 6,4 м. Продольные стержни укладывают справа и слева от продольной оси моста через 10 см, поперечные - между продольными стержнями через 10 см от поперечной оси моста. Продольные и поперечные стержни перевязывают.

Бетонирование покрытия с поперечным уклоном начинают от конца моста. Над арматурной сеткой устанавливают шаблоны соответственной высоты (отметки поверхности шаблонов проверяют нивелиром). Автосамосвалом привозят и высыпают бетонную смесь, затем ее выравнивают вручную многократным протаскиванием выравнивателя по верху шаблонов. Вслед за окончанием, укладки бетонной смеси в один ряд шаблонов, их переставляют для бетонирования следующего промежутка. До монтажа блоков боковых дорожек Т-1 плиты перекрытия промывают и покрывают слоем бетонной смеси толщиной 3...5 см. Плиты монтируют от поперечной оси моста в обе стороны. После монтажа сваркой соединяют концы арматуры плит перекрытий и блоков боковых дорожек. Промежуток между покрытием и блоками боковых дорожек бетонируют.

Для устройства перил по проекту делают шаблоны, по которым заготавливают металлические детали перил. Затем приваривают стойки. По верху стоек приваривают продольные рейки, по низу - промежуточные рейки. Между верхними и нижними рейками на одинаковом расстоянии приваривают вертикальные стержни. Изготовленные перила красят масляной краской в 3 слоя.

После установки перил бульдозером отсыпают и формируют дорожное полотно и гравийное покрытие (соединяют мост с проложенной дорогой), разрабатывают новое русло канала, укрепляют его откосы одерновкой и засевом многолетних трав.

При отрытии моста экскаватором Э-304В разрабатывают недобор грунта между старым и новым руслом канала. Бульдозерами из резервов грунта перекрывают старое русло и отсыпают дорожное полотно. Соединив старое русло с новым, экскаватор переезжает на формирование откосов отсыпаемого дорожного полотна. После отсыпки дорожного полотна по нему устраивают гравийное покрытие. Гравий привозят автосамосвалами или отсыпают из заранее подготовленного резерва.

По завершении данных работ мастер информирует администрацию СМУ о подготовке открытия моста. Мост открывают утром после получения официального разрешения на эксплуатацию; снимают шлагбаум и запретительный знак на въезде.

В заключение старое русло закрывают полностью. Собирают и вывозят остатки стройматериалов (концы свай, остатки древесины и металла). Вывозят домики-вагоны. Демонтируют трубчатый переезд объезда. Полотно дороги объезда разравнивают. Территорию строительной площадки и объезда выравнивают и перепахивают.