Строительство трубчатых переездов

На перекрестках дорог и каналов строят трубчатые переезды (ежегодно 4...6 тыс.). Трубчатые переезды строят из железобетонных труб диаметром от 300 до 1600 мм. При необходимости переезды строят из сдвоенных труб (2х1200 и 2х1600 мм), а также из труб прямоугольного сечения. Применяют раструбные трубы длиной 5 м (диаметром 300 и 400, 600, 800 и 1 000 мм) и 2,5 м (диаметром 1200,1600 мм).

Котлован под трубчатый переезд разрабатывают экскаватором с последующей доработкой грунта вручную. Дно котлована выравнивают, отсыпают слой гравия и уплотняют. Толщину слоя гравия под трубы делают 40 см, а под опорные стенки -10 см. При наличии неустойчивых грунтов; (плывунов, водонасыщенных песков) трубы диаметром 1 000, 1 200, 1 600 мм укладывают на специальные железобетонные плиты.
Опорные стенки монтируют из сборных блоков.

Трубчатые переезды монтируют автокранами. Однако при строительстве их из труб большого диаметра и при большой глубине канала, когда требуются автокраны большой грузоподъемности, применяют одноковшовые экскаваторы Э-652Б с отвесами.

Уложенные трубы присыпают грунтом, который уплотняют вручную. Окончательно их засыпают с помощью бульдозера. Затем над трубами строят дорожное полотно. Откосы его планируют и укрепляют дерном. Далее устраивают гравийное покрытие дороги, по бокам устанавливают дорожные тумбы. Дно и откосы канала от трубчатого переезда вверх (на 3 м) и вниз (на 4,5...10 м) по течению воды укрепляют железобетонными плитами, уложенными на слой (10 см) гравия. Швы между плитами уплотняют цементным раствором.

Трубчатые переезды стараются строить летом при наименьшем дебите воды в каналах. Вверх по течению на каналах устраивают перемычки для устранения поступления воды в котлован строительства трубчатого переезда. Если дебит слишком мал, то успевают построить переезд до подъема воды в канале до верха перемычки. При большем дебите разрабатывают обводящий канал. Воду, поступающую в котлован, откачивают насосом. Если грунты в котловане песчаные, неустойчивые, то их осушают с помощью иглофильтровых установок.

На болоте трубчатый переезд строят только тогда, когда его нельзя перенести на минеральный грунт. Строительство трубчатых переездов на болотах осложняется. При глубине торфа до 2 м его удаляют, а вместо него отсыпают и уплотняют песок. Дальше трубчатый переезд строят таким же способом, как и на минеральном грунте. При глубине торфа более 2 м трубчатые переезды возводят на сваях.

После строительства трубчатого переезда и крепления дна, откосов насыпи и канала удаляют перемычки, засыпают обводящий канал. Откосы и дно канала, испорченные при отсыпке и удалении перемычек и обводящего канала, выравнивают и укрепляют дерном и гравием. Площадку вокруг построенного трубчатого переезда очищают и выравнивают.