Строительство внутрихозяйственных дорог и благоустройство сельских поселков. Строительство дорожного полотна

Мелиоративные СМУ строят внутрихозяйственные дороги пятой категории, которые разделены на три группы: дороги, соединяющие основные производственные центры хозяйств; дороги, идущие от производственных центров на поля; дороги на массивах полей для завоза семян, удобрений и вывозки урожая.

Внутрихозяйственные дороги первой группы строят шириной 8,0 м, а второй и третьей -6,5 м; основной материал для строительства - песок и гравий.

Полотна внутрихозяйственных дорог насыпают или разрабатывают в выемке. Чаще всего для строительства полотен применяют бульдозеры (рис. 46). Начинают работы со снятия гумусового слоя почвы. Грунт в резервах



Рис. 46 Отсыпка дорожного полотна бульдозером

 

Рис. 47 Технологическая схема   строительства   дорожного полотна-.
I - разработка гумусового слоя почвы; II-отсыпка полотна бульдозерами; III - уплотнение отсыпанного грунта; IV - выравнивание гумусового слоя на поверхности резервов; 1 - бульдозер; 2 - каток; 3 - грейдер; В - ширина полотна поверху; b- ширина дороги (проезжей части); а - ширина резерва поверху.

разрабатывают траншейным способом, позволяющим уменьшить высыпку грунта по бокам отвала. Между траншеями оставляют перемычки шириной 0,8 м. В полотно грунт отсыпают послойно (толщина каждого слоя до 30 см). Каждый слой выравнивают проходами бульдозера вдоль полотна (рис.47) и уплотняют 6...8 проходами кулачкового катка (для глинистых и суглинистых грунтов') или пневмошинного катка (для песчаных и супесчаных грунтов).

При уплотнении сначала проезжают по краям полотна, чтобы грунт не выпирался. Для профилирования верха полотна применяют грейдеры. На заключительном этапе выравнивают резервы, придают им уклон вдоль дороги и возвращают снятый гумусовый слой почвы.
В некоторых случаях для отсыпки полотна применяют скреперы или автосамосвалы.