Сваи Страуса

Сваи, предложенные киевским инженером А. Э. Страуссом в 1899 г., были первым видом набивных свай. Для устройства таких свай бурили вручную скважины диаметром 20-40 см под защитой обсадных труб (рис. 13.1). В зависимости от свойств грунта режу­щими элементами служили буровые ложки (змеевики) или долота (желонки).

Схема изготовления свай Страусса
Рис.  13.1. Схема изготовления свай Страусса:
а - бурение скважины; б - подача бетона в трубу; в - трамбование бетона; 1-
желонка

Для подъема и опускания бурового инструмента над местом изготовления сваи устанавливали вышку - треногу. Буровой инструмент прикрепляли к концу троса, подвешенного к треноге на блоке. Второй конец троса наматывался на ба­рабан лебедки.

Обсадная труба заглублялась по мере разработки грунта. Бурение скважин в песчаных и плывунных грунтах проводилось с помощью желонки, снабженной патроном. Назначение патрона - увеличить вес желонки и силу ее удара при па­дении.

При изготовлении свай Страусса скважины бурили с незначительным применением механизации, что ограничивало величину свай длиной 10-12 м.
Дно скважины перед бетонированием зачищалось ложкой. Бетон подавали бадьями с открывающимся дном. После загрузки очередной порции бетон тща­тельно трамбовали, одновременно извлекая трубу.

Для сохранения непрерывности ствола сваи обсадную трубу поднимали на высоту 3/4 бетонного слоя. Под действием трамбова­ния ствол сваи расширялся, принимая неправильную форму. При этом толщина сваи в сечении получалась обратно пропорциональной плотности грунта. Диаметр сваи расширяется на 30-50% от диа­метра обсадной трубы. Соответственно увеличивается расход бето­на, достигая иногда трехкратного объема.

При устройстве свай в сухом грунте применялся жесткий бетон, а при наличии грунтовых вод - литой.

Трамбовать бетон в воде затруднительно, так как, движение трамбовок взмучивает воду, бетонная смесь расслаивается, и в свае появляются прослойки из грязи. Учитывая это, при устройстве свай в водонасыщенных грунтах начали применять литой бетон. Запол­няли им скважины бадьями с открывающимся дном, чем предотвра­щалось расслоение бетона.

При наличии грунтовых вод обсадные трубы необходимо запол­нять бетоном за один прием на всю высоту. При вытаскивании тру­бы бетон, выходя из трубы, под давлением вышележащего столба уплотняет грунт, заполняя всю скважину.

В годы первых пятилеток сваи Страусса успешно применялись на ряде крупных строек.

Так, при сооружении электростанции в Одессе было изготовлено 128 свай длиной от 7 до 12 м при диаметре их 30 см. На строитель­стве фабрики имени Халтурина в Ленинграде было изготовлено около 500 свай длиной 7,5 м.

Одним из основных преимуществ свай Страусса является воз­можность погружения обсадной трубы без ударов и сотрясений. Это имеет большое значение в тех случаях, когда свайные основания приходится устраивать вблизи существующих сооружений, чувстви­тельных к сотрясениям, а также внутри зданий. Такие сваи были применены в частности в 1928 г. для фундаментов большого граж­данского здания в Москве.

Сваи Страусса могут выдерживать нагрузки в 30-40 Т в слабых грунтах при длине их 7-12 м и диаметре обсадной трубы 325-400 мм и 80-100 Т - при опирании свай на скальный грунт.

К недостаткам свай Страусса относятся низкая производитель­ность работ вследствие ручного бурения скважин и трудность конт­роля за сплошностью ствола при наличии грунтовых вод. Хотя в на­стоящее время сваи Страусса в первоначальном виде не применяют, на основе этого принципа создано семейство конструкций совре­менных видов набивных свай.

Последнее обновление 12.01.16 16:43