Тралы

Траление проводят для обнаружения подводных препятствий и измерения глубин на каменистых участках русла.

При низких или средних уровнях воды значительную часть подводных препятствий легко выявить путем визуального осмотра реки. Поэтому прежде всего проводят глазомерное обследование реки отрядом в 2—3 чел., перемещающихся на катере. Если препятствие находится на небольшой глубине, то его можно обнаружить по характеру поверхности воды. Поэтому там, где на поверхности видна рябь, отряд задерживается, чтобы выяснить, при помощи шестов, багров и т. п., нет ли здесь препятствия, установить его характер, оградить при необходимости обстановочными знаками и зафиксировать это место для последующей уборки препятствия.

Траление производят тралами, которые бывают жесткие, полужесткие и гибкие. Основной элемент каждого трала — его тралящая часть, которая задевает за подводные препятствия при перемещении трала.

В жестких тралах, кроме тралящей части, имеются штанги (или футштоки, шарнирно скрепленные с ней), предназначенные для опускания ее на заданную глубину. Тралящую и футовую части изготовляют из металлических труб, уголков или деревянных брусьев.

В полужестких тралах жесткие тралящие части удерживаются плавучими шарнирно-соединенными бонами (поплавками).

Гибкий трал представляет собой трос металлический оцинкованный 10—12-миллиметровый или пеньковый диаметром 2—3 см.

Участок, пройденный тралом по прямой линии в одном направлении, называется тральным галсом, а площадь, обследованная тралением по одному галсу, протраленной полосой.

При тралении и измерении глубин жестким и полужестким тралами тралящую часть устанавливает на определенную заданную (которая должна быть обеспечена на данном участке) глубину и в таком положении трал перемещают по обследуемому участку.

У жестких и полужестких тралов ширина протраленной полосы равна длине тралящей части, у гибких — 0,5—0,8 длины тралящей части.

Чтобы протралить водный участок без пропусков, тральные галсы следует располагать так, чтобы смежные протраливаемые полосы перекрывали одна другую. При тралении жестким тралом перекрытие составляет от 0,1 до 0,15 длины тралящей части, при тралении гибким тралом — от 0,2 до 0,3 ширины протраливаемой полосы.

Для обозначения границ отдельных галсов по кромкам протраленной полосы устанавливают вехи или буйки.

Места задевания тралом подводных препятствий и участков русла с глубинами меньше заданной отмечают вехами или буйками, о чем делают соответствующую запись в рабочем журнале.

Буйком при этом обозначают не само препятствие, а лишь место, в районе которого оно находится. Поэтому, чтобы точно определить местоположение препятствия при установке дноочистительного снаряда производят дополнительное траление при помощи простейшего (жесткого или гибкого) трала. Кроме того, обнаруженное препятствие прощупывают наметкой для того, чтобы точно около него установить дноочистительный снаряд.

Концы гибкого трала закрепляют на двух катерах. Длина гибкого трала, в зависимости от ширины участка, подлежащего тралению, составляет 100—200 м. Для того, чтобы пеньковый трос лучше соприкасался с дном, к нему через некоторые промежутки (15—20 м) по длине прикрепляют грузы. У концов трала вблизи катеров, с которых производят траление, прикрепляют более тяжелые грузы. Катера при тралении, по возможности, идут вверх по реке. При длине трала в 200 м ширина протраливаемой полосы составляет 120—150 м.

К недостаткам гибкого трала относится образование большой колышки (дуги), затрудняющей перемещение трала. Кроме того, такой трал скользит по камням, погруженным в грунт или имеющим округленные очертания. Часто им не удается обнаружить и топляки, один конец которых погружен в грунт, а другой направлен в сторону движения трала. Поэтому такой трал можно применять лишь для отыскания случайных, но достаточно определенных препятствий (якорей, лотов и т. п.), а также на участках, засоренных карчами, пнями и т. п. При задевании трала за подводное препятствие катера подходят к обнаруженному препятствию и, определив шестом или наметкой его характер и глубину воды над ним, устанавливают веху или кладут буек.

При помощи жесткого трала обнаруживаются препятствия, возвышающиеся над нижней гранью тралящего устройства.

Жесткий трал Котельникова (рис. 128), монтируемый на теплоходе, изготовляют из труб диаметром 5 см столщиной стенок 5—6 мм. Он состоит из горизонтальной тралящей части (ригеля) 1 длиной 18 м, соединенного с судном двумя трубами 2, жестко скрепленными с поперечной балкой 3 (длиной 4,3—4,5 м), которая лежит на бортах судна и в середине поддерживается подшипником 4.

Рис. 128. Трал Котельникова:
1 — тралящая часть; 2 — трубы; 3 — поперечная балка; 4 — подшипник;
5 — тросы; 6 — тросы для подъема тралящей части; 7 — стрела; 8 — лебедка

При изменении положения тралящей части 1 балка 3 вращается. Для определения глубины траления служит градуированный сектор, показывающий глубину в зависимости от угла наклона труб, идущих от ригеля. Ригель соединен с носовой частью судна четырьмя стальными тросами 5. Для предохранения от обрыва при сильных задеваниях трала за подводные препятствия тросы прикрепляют к борту судна крючками, разгибающимися при задевании; это дает возможность ригелю автоматически приподниматься. Трал поднимают из воды тросами 6, проходящими через ролики, укрепленные на стреле 7; верх этой стрелы соединен с мачтой судна. Поднимают трал лебедкой 8.

На корме находится вращающаяся площадка, на которой свободно лежит буек с грузом; при задевании за препятствие выдергивается чека, закрепляющая площадку в горизонтальном положении, площадка вследствие этого принимает вертикальное положение, и буек падает. После этого площадку вновь устанавливают горизонтально и укладывают новый буек. Скорость передвижения судна с тралом до 10 км/час.
Основные достоинства трала: возможность использования самоходного судна и автоматическое сбрасывание буйка. Трал Котельникова предназначен для траления озерных участков и водохранилищ.

Рис. 129. Трал П. С. Мохорина:
1 — брусчатая рама; 2 — наметкодержатель; 3 — подшипники; 4 — наметка; 5 — уголковая тралящая полоса; 6 — кронштейн; 7 — площадка для сбрасывания буйков; 8 — палец; 9 — металлические козырьки; 10 — ограничительная цепочка; 11 — рычажок, опрокидывающий площадку; 12 — фиксатор погружения наметки

Трал-сцеп П. С. Махорина (рис. 129) представляет собой улучшенную конструкцию трала-сцепа Богова. Трал образован из звеньев, соединяемых одно с другим в количестве, определяемом требуемой шириной траления. Каждое звено состоит из тралящей металлической полосы, изготовленной из стального уголка или из тонкой трубы. На некотором расстоянии от концов тралящей части шарнирно прикреплены штанги (наметки) с делениями, показывающими глубину погружения трала (уголка или трубы). Наметки проходят через специальные обоймы (на меткодержатели). В требуемом положении они удерживаются специальными штырями, пропускаемыми через отверстия в наметках. Около каждой наметки имеется площадка, на которой положен буек с грузом. При задевании трала за препятствие площадка поворачивается, и груз с буйком падает в воду. Взамен упавших кладут новые грузы.

Для обнаружения подводных препятствий соединяют требуемое количество звеньев и трал сплывает по течению (рис. 130). К створу начала траления трал поднимают катером или моторной лодкой.

Рис. 130. Траление тралом Махорина

В процессе дноочистительных работ и ограждения знаками судоходной обстановки каменистых участков русла траление жестким тралом производят с гребных лодок. В этом случае тралящую часть жесткого трала погружают на требуемую глубину; лодка занимает поперечное положение по отношению к течению и сплывает вниз по течению. Во избежание опрокидывания лодки при задевании за препятствие, тралящая рама опускается с верхнего по течению борта лодки. При быстром течении целесообразно применять способ траления, при котором лодка под влиянием течения перемещается поперек реки. Для этого выше участка, подлежащего тралению, кладут якорь, от которого на лодку идет тонкий трос, поддерживаемый на поверхности поплавками. Лодку, закрепленную на тросе, устанавливают на кромке полосы траления (вдоль русла) и разворачивают под углом к направлению течения, таким образом, чтобы она с тралом перемещалась к противоположной кромке судового хода. Затем трос травят на ширину протраленной поперек русла полосы, лодку разворачивают, чтобы к направлению течения повернулся другой ее борт и она пошла бы в обратном направлении и т. д. При таком тралении трал, как и обычно, устанавливают вдоль лодки.

Рис. 131. Трал Палкина:
1 — штанга; 2 — тренога; 3 — обоймы; 4 — тралящая часть

Трал Палкина (рис. 131) предназначен для траления при ледяном покрове. Трал состоит из вертикальной штанги, треноги, трех обойм и тральной полосы. Штанга представляет собой деревянный брус, пропускаемый через обойму треноги. Тралящую часть изготовляют из уголкового железа; ее длина 6 м. Трал вводят в прорубь и устанавливают тралящую часть на заданной глубине. Подводные препятствия, глубина на которых меньше заданной, обнаруживают при вращении трала.