Троссы и якоря земснарядов

Для перемещения земснарядов в процессе работы выбирают и травят тросы, концы которых закреплены за якоря или на берегу. Длина тросов должна быть такой, чтобы обеспечивалась требуемая маневренность земснарядов. Диаметры тросов определяются усилиями, возникающими во время работы снарядов.
На земснарядах применяют проволочные стальные тросы. Для швартовки шаланд служат пеньковые смоленые и стальные тросы. На плавучем грунтопроводе, кроме проволочных, употребляют также пеньковые тросы.

Рис. 39. Ролики:
а — боковой папильонажного снаряда; б — плавучего грунтопровода на концевой площадке: 1 — вертикальные ролики; 2 — горизонтальные валики; 3 — тормоз (зажим); 4 — маховик тормоза

Проволочный трос состоит из оцинкованных стальных проволок. Из проволок свиты пряди, а из прядей вокруг пенькового сердечника — трос.

В тросах при работе земснарядов в зависимости от их производительности и разрабатываемых грунтов возникают усилия до 10 т.
В зависимости от мощности земснарядов становые тросы имеют диаметр от 36 до 25 мм, передние боковые — от 22 до 16 мм, задние боковые — от 15 до 10 мм.

За пределы земснаряда тросы оперативных лебедок выводят через направляющие ролики. Переломов тросов с углами не менее 120° должно быть как можно меньше (чем ближе к 180°, тем лучше).

Конструкции направляющих роликов земснарядов приведены на рис. 39, а и б. Для нормальной работы тросов диаметр роликов должен быть не менее 15-кратного диаметра троса.

Для того, чтобы ролики хорошо вращались, применяют подшипники качения, например шариковые, и обеспечивают их систематическую смазку.

На шаландовых земснарядах для того чтобы не протирались корпуса шаланд при выбирании и травлении папильонажных тросов за пределы корпуса их выводят через колонки, представляющие собой трубы, расположенные по бортам земснаряда. В этом случае тросы проходят ниже днища шаланд. Такой вывод тросов облегчает пропуск судов мимо земснарядов.

 


Рис. 40. Однолапый якорь:
1 — цевье; 2 — шток; 3 — лапа; 4 — лемех; 5 — рым буйрепа

Якоря земснарядов, оставаясь неподвижными, должны воспринимать усилия, возникающие в тросах земснарядов во время их рабочих перемещений, и легко отделяться от грунта при подъеме.

Якоря земснарядов иногда отдают на судовом ходу или в непосредственной близости от последнего. Поэтому для предотвращения проломов судов якоря делают однолапыми. Один из наиболее удачных якорей, применяемых на волжских земснарядах, помещен на рис. 40. Рым 5 предназначен для прикрепления буйрепа (троса), которым поднимают якорь из воды. К концу буйрепа прикрепляют буек, плавающий на поверхности и показывающий местонахождение якоря.

Рассматриваемый якорь в песчаном грунте начинает двигаться при усилиях, превышающих вес якоря в 7,5—8 раз. Это соотношение сохраняется и для других якорей, имеющих такие же относительные размеры и вес. Для отрыва якоря от дна требуется усилие, в 1,5—2 раза превышающее его вес. Тросы, идущие от якорей к земснаряду, увеличивают удерживающее усилие на величину, примерно равную весу части троса, лежащей на дне.

Для удержания в требуемом положении и перемещения в процессе работы земснарядов концевых площадок плавучих грунтопроводов якоря укладывают за пределами судоходной части русла, где глубины незначительные. Поэтому для этой цели применяют не только однолапые, но и четырехлапые якоря, отдача которых проще, чем однолапых.

В зависимости от производительности и типов земснарядов, вес становых якорей составляет от 2000 до 300 кг, передних боковых — от 500 до 100 кг, плавучих грунтопроводов — от 400 до 100 кг.

Последнее обновление 07.08.15 20:25