Установка, перестановка и сборка земснарядов

При установке, перестановке и сборке земснарядов работы, связанные с завозкой, перекладкой и уборкой якорей, перемещением плавучего грунтопровода, установкой и сборкой лонгкулуара, выполняют в такой последовательности, чтобы простойное время земснаряда оказалось наименьшим.

Исходя из этого, при установках земснарядов, в первую очередь завозят становой и передние боковые якоря; на рефулерных земснарядах — плавучий грунтопровод; на шаландовых — подводят к борту грунтовую шаланду, выводят земснаряд в створы начала работы и приступают к извлечению грунта. После этого заканчивают остальные работы, необходимые для обеспечения нормального режима работы земснаряда, — завозят один или оба кормовые якоря.

Сборку земснарядов начинают с кормовых якорей, одновременно убирая один из якорей плавучего грунтопровода, без которых возможна работа земснаряда непродолжительное время. К моменту прекращения извлечения земснарядом грунта завозня должна находиться у станового или у одного из передних боковых якорей с буевой, заделанной за барабан лебедки. Как только земснаряд прекратит извлечение грунта, сразу приступают к подъему якоря.

Приемы завозки, перекладки и уборки якорей и производства работ по перемещению грунтопровода зависят от местных условий и способов разработки прорезей.

Для сокращения времени, затрачиваемого при установках на завозку якорей, их тросы подготавливают к завозке во время буксировки земснаряда пока он еще не прибыл на место работы.

Продолжительность установки земснаряда на месте работы зависит от последовательности и четкости выполнения отдельных процессов, входящих в состав этой работы.

На рис. 67 приведен график и схема установки траншейного землесоса. Согласно графика к завозке станового якоря приступают с момента опускания всасывающей трубы на участке работ. Землесос буксировался на становом тросе, заторможенным на земснаряде стопором. В рассматриваемом случае становой якорь находится в несамоходной завозне, которую подводят к теплоходу мотозавозней. Теплоход скатывает с барабана земснаряда становой трос. На месте отдачи якоря конец троса с гака теплохода передают в завозню, присоединяют к якорю и последний отдают. Последовательность и продолжительность выполнения отдельных работ показаны на схеме и графике.
На рис. 68 приведена другая схема установки землесоса.

Буксировщик по приходе на перекат подводит землесос к намеченному заранее месту отдачи станового якоря. После отдачи с борта земснаряда этого якоря землесос сплывает, оттягиваемый буксировщиком в сторону места укладки грунта. Когда концевая площадка грунтопровода займет требуемое положение, завозят два понтонных якоря, и концевая площадка оказывается в рабочем положении. В процессе дальнейшего сплывания земснаряда у плавучего грунтопровода образуется колышка. Затем теплоход оттягивает сплывающий землесос к противоположной от свалки кромке прорези для отдачи бокового якоря. Таким же способом земснаряд перемещают к другой кромке прорези для отдачи второго бокового якоря. Далее теплоход отдает буксир, а земснаряд выходит в створы и приступает к разработке первой траншеи. При достаточных глубинах отдачу боковых якорей можно производить с борта земснаряда, в противном случае якоря завозят мотозавозней.

На рис. 69 дана схема установки самоходного многочерпакового снаряда с самоходными шаландами. Завозку станового якоря со скатыванием троса с барабана лебедки земснаряда производят самоходной шаландой. Якорь находится на моторизованной завозне.

Рис. 67. Образец графика установки землесоса

На папильонажных земснарядах, разрабатывающих прорези сериями длиной 40—50 м вниз по течению, становой якорь завозят на 150—200 м выше первой серии, а передние боковые якоря кладут против середины серии. Соответственно располагают и задние якоря. После разработки серии, как обычно против течения, становой трос вытравливают, боковые якоря перекладывают на нижележащий участок и спускают земснаряд к началу второй серии и т. д.


Рис. 68. Схема установки землесоса

В процессе сборки земснаряда якоря убирают в такой последовательности и такими способами, чтобы на сборку и последующую установку было затрачено возможно меньше времени. На землесосах один из якорей плавучего грунтопровода убирают во время работы земснаряда, а второй — одновременно с уборкой боковых якорей. Грунтопровод отъединяют от земснаряда и делят на нитки лишь в тех случаях, когда предстоит разворачивание земснаряда.

Уборку станового якоря начинают еще во время работы земснаряда. Завозня идет к буйку якоря, буевую заделывают за барабан (шпиль) завозни и по получении сигнала с земснаряда якорь выхаживают на завозню, трос выключают и выбирают лебедкой земснаряда.

По выхаживании боковых якорей тросы их также выключают и выбирают соответствующими лебедками земснаряда. В зависимости от условий перебуксировки отдельные якоря оставляют в завозне или поднимают на кранбалки земснаряда. Якоря грунтопровода укладывают на концевую площадку.

Рис. 69. Схемы установки самоходного многочерпакового снаряда:
1 — земснаряд; 2 и 3 — самоходные шаланды; 4 — моторизированная завозня

Плавучий грунтопровод подготавливают к буксировке одним из следующих способов. До прекращения работы на концевую площадку завозят и закрепляют за кнехты трос, конец которого заделан на барабане кормовой лебедки земснаряда. Концевую площадку подтягивают к землесосу, вытравляя концы тросов плавучего грунтопровода, если якоря последнего еще не убраны (рис. 70, а). Одновременно или после подтягивания концевой площадки грунтопровод разъединяют по середине.

Другой способ сборки грунтопровода с его разъединением показан на рис. 70, б. В отличие от предыдущего к земснаряду подтягивают понтон, находящийся в средней части грунтопровода.

В процессе установок и сборок земснарядов необходимо соблюдать правила по технике безопасности.

При слабой конструкции рамы установка на ней земснаряда не разрешается. При буксировке его по течению отдача с хода судового якоря недопустима.

До начала установки лебедчики смазывают трущиеся части лебедок.

Рис. 70. Схема сборки плавучего грунтопровода

Перед пуском последних должна быть проверена правильность закладки тросов в направляющих роликах и их исправное состояние. Перемещение земснарядов на скрученных тросах, а также резкое изменение скоростей вращения барабанов лебедок не разрешаются.

Выбирание тросов начинают лишь по получении сигналов с завозен о подъеме якорей. При перемещении плавучего грунтопровода лебедкой земснаряда начальник вахты следит за его передвижением и подаваемыми сигналами и регулирует скорость выбирания троса.