Устройство дорожного покрытия

Для отвода избыточной воды с покрытия дороги отсыпают фильтрующий слой (рис. 48). На 100 м дороги для создания слоя толщиной 20, 25 и 30 см при ширине полотна 6,5 м требуется песка соответственно 160...180, 202...229, 245...279 м3, а при ширине 8 м -193...212, 243...268 и 295...329 м3. Песок подвозят автосамосвалами, выравнивают автогрейдерами, уплотняют пневмошинными катками (рис. 49). Коэффициент фильтрации песка должен быть не меньше 1 м/сут.



Рис. 48 Поперечные разрезы дорог:
а,   б - с   гравийным    покрытием    шириной - соответственно  6.5  м  и  8  м; в - с  покрытием   смесью  щебня  и   глины;   г - с  основанием, укрепленным сланцевой золой (при ширине   проезжей   части   3   м - слева    от оси, 6 м - справа от оси); д - с асфальтобетонным  покрытием;   1 - покрытие дорог; 2 - фильтрующий   слой;   3 - асфальтобетон;    4 - засыпка   дрены;    5 - дрена; 6 - засыпка  из   песка;   7 - плиты  тротуара;   8 - основание   бордюра;   9 - блоки бордюра. (Размеры в см.)

 


Рис. 49 Технологическая схема устройства гравийного покрытия дороги:
I - отсыпка песка; II - выравнивание песка; III - уплотнение песка; IV - отсыпка гравия; V - выравнивание гравия; VI - уплотнение гравия; 1 - автосамосвал; 2 - автогрейдер; 3 - каток.

Для устройства гравийного покрытия (рис. 48, а, б) толщиной слоя 18 см на 100 м дороги шириной 6,5 м гравия расходуют 144...149 м3, шириной 8 м-176...180 м3. Гранулометрический состав гравия и примесь глинистых частиц (3...7 %) указывают в проектах.

Последовательность технологических операций и комплекс машин, применяемых для устройства фильтрующего слоя и гравийного покрытия, приведены ниже.

 


В настоящее время сельское хозяйство оснащено мощной быстроходной техникой, поэтому внутрихозяйственные дороги эксплуатируют очень интенсивно. Основная нагрузка на ось автомобилей типа МАЗ, КрАЗ, КамАЗ составляет 9...10 т, или в 1,5 раза превышает нагрузку на ось (6 т), допускаемую по нормам для пятой категории Дорог. Около 15...20 % транспорта составляют тяжелые тракторы К-700А, К-701. Кроме этого, внутрихозяйственные дороги максимально используют во время весенних паводков и осенью (посев и уборка урожая), когда гра-•вийное полотно слабеет и быстро раздавливается. В связи с этим в республике начали укреплять насыпи дорог сланцевой золой и доломитовой известью, что дает более прочное покрытие. Для покрытий на некоторых дорогах (особенно у ферм) вместо гравия применяют щебень.

При повышенной интенсивности движения транспорта дорожное покрытие делают из смеси щебня и глины (рис. 48, в).