Вертикальная планировка

Задачей вертикальной планировки территории промышленного предприятия является преобразование естественного рельефа местности, т. е. приведение его к виду, удобному для эксплуатации зданий и сооружений.

При составлении проекта вертикальной планировки решающим условием является выбор планировочных отметок, расположенных на пересечении красных линий застройки, железнодорожных путей с осями проездов, а также отметок полов зданий и сооружений, въездов в здания и др.

Вертикальная планировка должна обеспечить отвод поверхностных вод с площадки и выполнение минимального объема земляных работ. Здания с подвалами и подземные сооружения рекомендуется размещать на подсыпающих участках, располагая полы подвала по возможности выше уровня грунтовых вод.

В практике проектирования вертикальной планировки применяют сплошную, выборочную, смешанную системы.

Сплошная система планировки характеризуется большой насыщенностью территории дорогами и подземными сетями. Коэффициент застройки составляет более 25%; территорию предприятия используют до 60%. При больших размерах площадки возникает необходимость в устройстве ливневой канализации.

Выборочная система планировки применяется лишь на отдельных участках, где расположены производственные и другие здания, сохраняя естественный рельеф на остальной территории. Преимущество этой системы в том, что выполняется меньший объем земляных работ и снижаются затраты на строительство водоотводных сооружений. Коэффициент застройки не превышает 15% при использовании территории не более 40%.

Смешанная система планировки характеризуется одновременным использованием сплошной системы на отдельных участках и  выборочной - на остальной части территории. Смешанная система получила широкое распространение в практике проектирования генеральных планов.

На свободно планируемой территории проектные уклоны должны быть не менее 0,003 и не более 0,05.

Если длина ската поверхности превышает 100 мс уклоном более 0,03, то площадку планируют террасами. Последние сопрягают откосами или подпорными стенками. Пандусы между террасами при регулярном автомобильном движении не должны иметь уклоны более 6%, при нерегулярном движении уклон допускается до 9%.

Уровень полов первого этажа зданий проектируют выше планировочной отметки не менее чем на 150 мм. Отметка головки рельса железнодорожного пути, вводимого в здание, равна отметке чистого пола этого здания.

Вдоль наружных стен сооружений устраивают отмостки с уклоном 0,03-0,10.

В зависимости от топографических условий уклон территории принимают: односкатный - для площадок, расположенных на склоне естественного рельефа; двускатный - для площадок, устраиваемых на участках водораздела; пилообразный - для пересеченного, равнинного и мелкохолмистого рельефа и для больших площадок.

В балансе земляных работ, который стремятся приблизить к нулю, учитывают объемы грунта, вынимаемого при строительстве зданий, инженерных сетей, транспортных путей и прочих сооружений. При планировке площадки с объемом земляных работ более 50 000 м3 превышение выемок над насыпями допускается не более 5%; при объемах земляных работ менее - 50 000 м3 превышение выемок над насыпями может быть разрешено не более 10%. Эти нормы не относятся к реконструируемым предприятиям и предприятиям, размещаемым в населенном месте.