Внутризаводские проезды и дороги

Внутризаводские проезды подразделяют на магистральные, предназначенные для основных грузовых или людских потоков; межквартальные, используемые для местного движения, и внутриквартальные. Проезды на территории предприятия должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между производственными зданиями, сооружениями, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. За исключением основных магистральных, все проезды, как правило, имеют одну проезжую часть.

Выбор вида внутреннего транспорта должен быть обоснован специальными технико-экономическими расчетами.

Железнодорожные пути. План внутризаводского железнодорожного сообщения решается одновременно с генеральным планом промышленного предприятия. При этом стремятся создать наиболее простую схему путей при обеспечении безопасного и удобного движения подвижного состава и пешеходов.

Схемы железных дорог на промышленной площадке могут иметь следующие наиболее характерные начертания:

1) тупиковая или маятниковая схема;

2) сквозная с односторонним или двухсторонним выходом на магистральную сеть;

3) кольцевая;

4) смешанная.

Схема внутризаводских железнодорожных путей представлена на рис. 131.



Рис. 131  Схема внутризаводских железнодорожных путей
а - тупиковая; б - сквозная; в -  кольцевая

Железнодорожные станции, как правило, располагают за пределами территорий предприятий. Железнодорожный ввод целесообразно планировать вблизи зданий и сооружений с наибольшим грузооборотом. Ширину ворот железнодорожных въездов устанавливают не менее 4,9 м.

Уклоны внутренних соединительных, а также постоянных путей нормальной колеи в карьерах должны быть не более 40‰.

Радиусы кривых на внутренних железных дорогах устанавливают в зависимости от типа обращающегося подвижного состава. Обычно величина радиуса для нормальной колеи не должна быть менее 200 м. В стесненных условиях планировки допускается уменьшать ее до 150 м для магистральных тепловозов 0-3-3-0 и до 100 м - для промышленных электровозов 0-2-2-2-0.

Станции с малым путевым развитием разрешается располагать на кривых радиусом не менее 300 м, а разъезды и обгонные пункты в особо трудных условиях проектируют на кривых радиусом не менее 200 м.Вытяжные пути, предназначенные для перестановки составов и групп вагонов, в трудных условиях помещают на кривых радиусом не менее 200 м.

Погрузочно-разгрузочные пути проектируют, как правило, на прямых участках на горизонтальных площадках. В трудных условиях при хорошей видимости их можно размещать на кривых участках радиусом не менее 200 ж на уклоне не более 1,5‰.

Железнодорожные пути не следует планировать на внутризаводских магистральных проездах. Пересечение железных дорог с автомобильными проектируют обычно на одном уровне, за исключением специальных железных дорог, предназначенных для перевозки жидкого чугуна и шлака.

Кроме того, при проектировании железнодорожных путей на промышленной площадке выполняют требования Норм и Технических Условий проектирования железных дорог нормальной колеи (1524 мм) промышленных предприятий (Н и ТУ 119-55).

Автомобильные дороги. Для размещения автомобильных дорог в генеральном плане промышленного предприятия руководствуются "требованиями, изложенными в Н и ТУ 101-56 и СНиП. Ниже даются некоторые технические показатели внутризаводских автомобильных дорог, рекомендуемые «Указаниями по проектированию генеральных планов промышленных предприятий» (Госстройиздат, 1961).

Аналогично железнодорожным путям автомобильные дороги на промышленной площадке устраивают тупиковой, кольцевой и смешанной систем. Въезды в здания соединяют с проездами, как правило, под прямым углом, и они могут быть использованы для противопожарных целей.

Наименьший радиус по оси кривой в плане на перекрестках в пределах застройки устанавливают не менее 15 м, а для транспортировки длинномерных грузов не менее 30 м.

Наименьшая расчетная видимость должна быть не менее 50 м для поверхности дороги и не менее 100 м для автомобиля.

Наибольший продольный уклон для движения одиночных машин 50‰, для машин с прицепами и полуприцепами – 40‰.

Проектирование автомобильных дорог должно быть увязано с горизонтальной и вертикальной планировкой территории предприятий, железнодорожных путей, подземного хозяйства, осушения, ирригации, озеленения и т. п.

На пересечениях внутренних автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена боковая видимость их на 25 м вправо и влево с расстояния не менее расчетной видимости поверхности дороги. При пересечении внутренних автомобильных дорог с железными дорогами на одном уровне в месте пересечения на автомобильной дороге устраивают горизонтальную площадку, равную ширине земляного полотна железнодорожного пути плюс 5 м в каждую сторону.