Вспомогательные работы, выпоглняемые в процессе извлечения и удаления грунта. Операции с якорями

В процессе перемещения земснаряда в пределах углубляемого участка, его рабочие якоря перекладывают, плавучий грунтопровод переводят, грунтовые шаланды сменяют и производят другие вспомогательные работы с расчетом наиболее эффективного использования землечерпательного снаряда

Выполнение вспомогательных работ должно быть организовано так, чтобы рабочие процессы и отдельные работы по выполнению производственных и периодических операций по возможности производились одновременно с извлечением грунта.

Производственные нормы на выполнение этих работ помещены в «Технической инструкции по производству землечерпательных работ». Продолжительность выполнения рассматриваемых работ зависит от типов и часовых производительностей земснарядов, а также и от условий производства работ, в частности от скоростей течения.

При выполнении подготовительных работ должны соблюдаться «Правила по технике безопасности и производственной санитарии на судах землечерпательных караванов Министерства речного флота».

При установке земснаряда производят завозку якорей, по мере разработки прорези их перекладывают, по окончании работы убирают.
Выполняют эти работы два человека на моторизованной завозне, из которых один — моторист-рулевой, управляет завозней; другой — матрос, осуществляет работы, связанные с отдачей и подъемом якорей.

Для безопасности работы на завознях их палубы должны систематически очищаться от липких грунтов, а в холодное время года ото льда. При погрузке якорей и передаче тросов завозни должны быть хорошо учалены. При сильном волнении перекладка якорей не допускается.

Все работы, связанные с перемещением якорей, должны выполняться под наблюдением начальника вахты.

Местоположение якорей определяется режимом рабочих перемещении, скоростью и направлением течения и ветра. При боковом течении или ветре якоря кладут не симметрично по отношению к прорези, а несколько сдвигают в сторону течения или ветра.

Нельзя в целях сокращения простойного времени земснаряда работать с недостаточным числом якорей, или с якорями, подлежащими перекладке, так как это ухудшает условия извлечения грунта и приводит к увеличению продолжительности выполнения отдельных работ.
Основные рабочие якоря — передний становой и два передних боковых. Однако для того, чтобы грунтозаборное устройство занимало наиболее благоприятное для извлечения грунта положение, кроме трех передних якорей, необходима завозка двух или по крайней мере еще одного кормового бокового якоря. На рефулерных земснарядах кормовой якорь кладут большей частью со стороны, противоположной месту укладки грунта, так как грунтопровод поворачивает корму земснаряда в сторону укладки грунта. Шаландовые земснаряды течением разворачиваются в сторону борта, у которого стоит шаланда.

На водохранилищах, в затонах, в подходных каналах шлюзов и вообще при отсутствии течения; а также при низовом ветре для нормальных перемещений земснаряда необходимы два кормовых якоря.

Работа рефулерного земснаряда без кормовых боковых якорей возможна только при ветре или течении со стороны укладки грунта.

На траншейных землесосах положение якорей зависит от последовательности разработки прорези: с верхней или нижней (по течению) серии траншей. При разработке прорези сериями сверху вниз становой якорь кладут на 150—200 м, а боковые якоря располагают с таким расчетом, чтобы вторую серию траншей можно было начать без перекладки якорей. Выкидной конец плавучего грунтопровода устанавливают против верхней части прорези. По мере разработки серий траншей конец плавучего грунтопровода перемещают вниз по течению в результате вытравливания тросов, концы которых присоединены к якорям или закреплены на берегу. При низовом ветре с плавучего грунтопровода, для удержания его в требуемом положении, завозят (вниз по течению) 2—3 дополнительных якоря.

На траншейных землесосах кормовыми якорями пользуются дня ускорения сплывания земснаряда вниз по течению при перестановках землесоса с одной траншеи на другую и с серии на серию. Для этого выбирают прикрепленные к ним тросы.

Становой якорь перекладывают после того, как дальнейшая перестановка земснаряда на нижележащую серию станет невозможной. Боковые якоря перекладывают чаще, так как они должны обеспечивать поперечные перемещения землесоса, необходимые для удержания его на продольном створе разрабатываемой траншеи.

В тех случаях, когда папильонажные земснаряды работают против течения, становой якорь завозят на возможно большее расстояние, а боковые якоря закладывают на 25—40 м выше начала работы и перекладывают после того, как они окажутся на таком же расстоянии ниже выходных роликов соответствующих тросов.

При папильонажной работе прорезь также можно разрабатывать сверху вниз по течению участками длиной 40—50 м. В этом случае становой якорь завозят на 150-200 м выше верхней части прорези. По мере выполнения работы земснаряд спускают на нижележащие участки. При таком способе работы перекладка боковых якорей облегчается, так как связанные с этим перемещения завозен с якорями производят по течению. Плавучий грунтопровод по мере разработки прорези также спускают вниз по течению.

Завозка якоря состоит из завозки и отдачи его.

Выхаживают (поднимают) якорь за буевую, прикрепляемую к рыму якоря; конец буевой на поверхности воды удерживается буйком.
Якорь отдают с кранбалки, на которой он, будучи подвешен за средний рым, удерживается стопором (рис. 64, а) или с бортового ролика (рис. 64, б) — на штропе, заделанным за откидной гак.

В первую очередь завозят становой якорь. Для сокращения продолжительности завозки ее целесообразно делать теплоходом, который прибуксировал земснаряд к месту работы. Когда земснаряд буксировался на становом тросе, завозня с якорем подходит к теплоходу и последний, не отдавая троса с гака, идет к месту отдачи якоря, скатывая трос с барабана становой лебедки. На месте отдачи якоря конец троса отдают с гака, передают в завозню, присоединяют и сбрасывают якорь в воду.

В том случае, если земснаряд буксировался на буксирном тросе теплохода, после отдачи и выбирания буксира конец станового троса передают на гак теплохода и завозят его так, как описано выше.

При завозке станового якоря моторизованной завозней, мощность которой недостаточна для скатывания троса с лебедки земснаряда, трос набирают на барабан лебедки завозни, якорь подвешивают на кранбалку, а завозня, травя трос, идет к месту отдачи якоря, где последний присоединяют к концу троса и отдают.

Для завозки бокового якоря конец троса подают с земснаряда на буксирный гак самоходной завозни и скатывают его с барабана лебедки завозней, идущей к месту отдачи якоря. Если такая завозка якоря невозможна, например, из-за больших скоростей течения, то трос якоря набирают на барабан лебедки завозни и вытравливают так же как при завозке станового троса.

Рис. 64. Якоря на кранбалке и у бортового ролика на гаке самоходной завозни

Для закрепления концов тросов на берегу устраивают мертвяки, представляющие собой зарытые в землю бревна, укрепленные свайками-кольями (рис. 65, а). Трос прикрепляют к петле мертвяка.

На реках с каменистым руслом и с большими скоростями течения, когда якоря не могут противостоять возникающим в тросах усилиям, а скалистые берега исключают возможность устройства мертвяков, для закрепления тросов в скале выдалбливают шпуры и заделывают в них рымы, удерживаемые двумя клиньями (рис. 65, б). Если на берегу есть деревья или пни, концы тросов прикрепляют к ним.

Для уменьшения количества мертвяков и рымов между ними натягивают тросы, называемые леерами. На последних устанавливают ролики со скобами для прикрепления концов боковых тросов. В процессе работы земснаряда ролик скользит по лееру (рис. 65, в).


Рис. 65. Мертвяк (а), рым (б), леер (в)

Для облегчения поперечных перемещений земснаряда под становой трос подводят и прикрепляют бот, передвигаемый по тросу по мере перемещения земснаряда по длине прорези.

При завозке якорей образуется слабина, так как тросы не ложатся по прямой линии. Для удаления слабины при осаженной раме трос выбирают лебедкой земснаряда. В результате трос окатывается, принимая прямолинейное направление.

Для уборки якоря завозня идет к буйку, последний вылавливают и поднимают на завозню. После того как буевую разъединят с буйком, ее заделывают за барабан лебедки или за шпиль завозни, пропустив через направляющие ролики. Затем выхаживают якорь на кранбалку завозни или к бортовому ролику. После подъема якоря на завозню трос выбирают лебедкой земснаряда или на барабан лебедки мотозавозни. В последнем случае якорь разъединяют с тросом, чтобы закрепить его конец на барабане лебедки.

При больших скоростях течения к тросам прикрепляют по два якоря. В этом случае при завозке якорей сначала отдают якорь, ближайший от земснаряда, затем вытравливают строп (конец троса длиной 15—20 м), включаемый между якорями, а потом уже отдают второй якорь.

Уборку якорей производят в обратном порядке.

Перекладка якорей включает их подъем и завозку. В процессе уборки якоря его подготовляют к завозке.

На траншейных землесосах якоря перекладывают при переходе землесоса с одной серии траншей на другую в такой последовательности и таким способом, чтобы выполнить это без прекращения извлечения землесосом грунта или по возможности сократить время простоя. Для этого работы, связанные с перекладкой якорей, начинают во время разработки последних траншей отдельных серий, а заканчивают после того, как землесос приступит к работе на первой траншее следующей серии.

В тех случаях, когда без перекладки всех якорей перемещение земснаряда на следующей серии траншей невозможно, землесос спускают (при работе сверху вниз) на половину длины первой траншеи нижележащей серии и приступают к ее разработке. Нижнюю часть этой траншей заканчивают после перекладки якорей.

При работе сверху вниз для перекладки станового якоря буевую, заделанную за барабан лебедки, набивают так, чтобы лапа якоря несколько вышла из грунта. После этого становой трос выбирают лебедкой земснаряда и завозню с приподнятым якорем подтягивают к нему. Когда якорь окажется на требуемом от земснаряда расстоянии, буевую травят, затем отдают якорь и сбрасывают буек.

На землесосах, работающих снизу вверх, становой якорь перекладывают, не прекращая работы в тех случаях, когда землесос может перемещаться по боковым тросам, т. е. если боковые якоря находятся выше него, а становая лебедка автономная. Трос выбирают лебедкой, затем его набирают (с земснаряда) на барабан самоходной завозни и она, вытравливая трос, идет своим ходом к месту отдачи якоря, где последний и отдают.

При разработке прорезей снизу вверх на перекладку боковых якорей затрачивается большее время, так как их завозят против течения.

При перекладке бокового якоря его выхаживают до бортового ролика, находящегося на борту завозни со стороны земснаряда. После этого якорь закрепляют на бортовом откидном гаке и выбирают трос лебедкой земснаряда. Когда трос несколько окатится, выбирание его прекращают, и завозня идет к месту отдачи якоря, скатывая трос с барабана лебедки земснаряда.

При глубине, недостаточной для подъема якоря к бортовому ролику, якорь выхаживают на кранбалку завозни. В этом случае, после того как его поднимут до бортового ролика, якорь захватывают за средний рым гаком кранбалки и укладывают на палубу мотозавозни. Рабочий трос разъединяют с якорем, подают на буксирный гак завозни, и последняя идет к месту отдачи якоря, скатывая трос с барабана лебедки земснаряда. Когда завозня отойдет на требуемое расстояние, трос присоединяют к рыму якоря и производят его отдачу.

В тех случаях, когда при перекладке якоря земснаряд превращает извлечение грунта, для сокращения продолжительности простоя земснаряда, пока он еще работает, завозня идет к буйку, его вылавливают и буевую заделывают за барабан лебедки завозни. Якорь выхаживают сразу по прекращении работы земснаряда. Как только якорь будет поднят на кранбалку или к борту завозни, трос при необходимости выбирают лебедкой земснаряда и завозят якорь одним из описанных выше способов.

Для перекладки или уборки якоря, у которого оторван буек, трое закладывают за носовой ролик завозни, находящейся у земснаряда. После этого завозня идет своим ходом к якорю; трос скользит по ролику. Когда завозня окажется над якорем и трос примет вертикальное положение, его выбирают лебедкой земснаряда, поднимая якорь к борту завозни. Затем трос закрепляют стопором завозни или клевкой и продолжают выбирать трос лебедкой земснаряда. У последнего якорь подготовляют к отдаче и завозня идет к месту отдачи якоря, скатывая трос с барабана лебедки земснаряда.

На папильонажных земснарядах боковые тросы последовательно выбирают и травят, т. е. рабочими являются то правые, то левые боковые якоря. Поэтому после того как земснаряд, сделав подачу по становому тросу и начнет перемещаться к противоположной кромке прорези, нерабочий якорь перекладывают, гак как для этого обычно достаточно времени перемещения земснаряда от одной кромки прорези до другой. Якорь выхаживают до борта завозни и последняя, без набирания троса, идет к месту отдачи якоря.

Для сокращения продолжительности простоя земснаряда (если его нельзя избежать), завозня заблаговременно подходит к буйку якоря, буевую заделывают и как только с земснаряда начнут травить трос — якорь выхаживают. Извлечение грунта прекращают после того, как земснаряд дойдет до противоположной от перекладываемого якоря кромки прорези. Работу земснаряда возобновляют после отдачи перекладываемого якоря и выбирания слабины троса.

В процессе рефулирования грунта травят тросы с концевой площадки грунтопровода, перекладывают якоря грунтопровода и переводят последний с одного места укладки грунта на другое.

Во время перекладки якорей грунтопровода работа земснаряда не прекращается. При разработке прорезей сверху вниз по течению якоря последовательно перекладывают также сверху вниз по течению.

Перекладку якорей и связанный с этим перевод конца плавучего грунтопровода при разработке прорезей снизу вверх следует производить обслуживающим теплоходом (или мотозавозней), перемещающим грунтопровод вверх. При отсутствии теплохода или, когда мотозавозня имеет недостаточную мощность для перевода грунтопровода, устанавливают на якоре завозню с канифасблоком, через который пропущен трос, идущий от барабана лебедки земснаряда (рис. 66, а). Конец троса заделывают на концевой площадке грунтопровода. Один из якорей последнего убирают пока земснаряд еще работает. По прекращении работы последнего грунтопровод переводят на новое место отвала грунта, вытравляя трос непереложенного якоря. Когда грунтопровод окажется в требуемом положении, завозят первый якорь, а затем перекладывают второй (рис. 66, б).

Рис. 66. Схема перевода плавучего грунтопровода

При выполнении работ, связанных с перемещением плавучего грунтопровода, особенно на участках с большими скоростями течения, следят за тем, чтобы понтоны не перевернулись. При обнаружении возможности такого перевертывания, подтягивание грунтопровода прекращают и при необходимости трос травят.