Землечерапательные прорези. Общие положения

Для обоснованного проектирования прорезей изучают режим улучшаемого участка реки (переката, шиверы, порога), знакомятся с результатами ранее проводившихся дноуглубительных работ и определяют уровни воды, при которых в пределах судового хода происходит отложение наносов и размыв судового хода. Для изучения указанных явлений используют материалы русловых съемок, графики зависимости глубин от уровня воды графики ежедневных уровней воды, гидрометрические данные и другие материалы.

Кроме учета перечисленных факторов, при проектировании прорезей предусматривают, чтобы судовой ход был удобным и безопасным для движения судов и плотов, а разрабатываемые прорези имели глубину и ширину, установленные для данного участка реки, и, по возможности, совпадали с направлением течения. В пределах прорезей и на подходах к ним не должно быть суводей и свальных течений, создающих затруднения для

К разработке прорезей приступают с таким расчетом, чтобы были обеспечены установленные для данного плеса дифференцированные глубины, а прорезь разрабатывалась при таких уровнях, чтобы земснаряд как можно меньше затруднял судоходство. Исходя из этого, при проектировании прорези и выборе места укладки грунта учитывают конструктивные особенности земснарядов, в частности, длину плавучего грунтопровода или лонгкулуара и осадку груженых шаланд.

Сроки разработки перекатов увязывают с характером колебания уровня воды, отметками бровок меженного русла и др.

При проектировании судоходной трассы учитывают особенности движения буксируемых и толкаемых составов.

В процессе проектирования прорезей устанавливают глубину и срок (уровень) разработки переката, место укладки или использование извлекаемого грунта. При этом исходят из особенностей режима отдельных перекатов.

Имеется несколько классификаций перекатов, в которых они типизированы по морфологическим признакам. Для проектирования прорезей наибольшее значение имеет типизация, в основу которой положен характер изменения отметок дна перекатов. Согласно этой классификации перекаты отнесены к следующим основным типам:

I тип — перекаты, на которых восстановительные прорези целесообразно разрабатывать от проектного уровня воды на глубину, меньше гарантированной, т. е. не до проектного дна, а с учетом того, что на спаде уровня дно перекатов в пределах судового хода размывается и к моменту наступления межени глубины увеличиваются до проектной величины;

II тип — перекаты, на которых восстановительные прорези разрабатывают на глубину, больше гарантируемой. Переуглубление производят для создания запаса на заносимость прорези и для сосредоточения потока по прорези в целях ее лучшей сохранности;

III тип — перекаты, на которых глубину восстановительных прорезей доводят до проектной, определяемой гарантированной глубиной.

Перекаты этого типа имеют устойчивое русло, расположенное большей частью на участках рек с глубинной эрозией.

При проектировании плановых очертаний прорези исходят из того, что габариты и радиусы закругления должны быть не менее установленных для данного плеса и должны способствовать (в комплексе со строящимися на перекате выправительными сооружениями) общему улучшению состояния переката.

Ось прорези, по возможности, должна совпадать с направлением течения. Верхнюю по течению часть прорези располагают в наиболее глубокой части верхней плесовой лощины, расширяя ее и. переуглубляя сверх проектной глубины, придавая форму раструба. Это нужно для того, чтобы привлечь в прорезь большее количество воды и облегчить заход судов и плотов.

Высыпки и другие неправильные очертания русла, способствующие заносу прорези, следует удалять.

Прорезь должна быть прямолинейной, т. е. не иметь перегибов, особенно в сторону нижней плесовой лощины, так как это осложняет заход в прорезь низовых составов. Для улучшения условий захода низовых составов целесообразно расширять и переуглублять нижнюю часть прорези. Это особенно необходимо, если на выходе из подвалья судовой ход круто поворачивает.

При переуглублении нижней части прорези переход от больших глубин к проектным делают плавным.

Криволинейные прорези разрабатывают в тех случаях, когда течение совпадает или может быть направлено по прорези в результате возведения выправительных сооружений или прорезь проходит вдоль вогнутого ведущего берега.

По продольному профилю дно прорези следует плавно сопрягать с плесовыми лощинами, особенно с верхней. На дне верхней части переката нельзя допускать наличие уступа, способствующего отложению наносов на нижележащем участке прорези. Для этого на перекатах, разрабатываемых траншейными землесосами, верхние (по течению) части прорезей следует проходить землесосом до глубин, превышающих проектные на величину 0,3—0,5 заглубления всасывающего наконечника ниже проектного дна. Если это сопряжено с затратой продолжительного времени, то по выходе землесоса на проектную глубину в пределах 10—15 м постепенно уменьшают глубину извлечения грунта так, чтобы на дне не получилось уступа.

Прорезь располагают так, чтобы земснаряду не пришлось на значительном протяжении подрезать узкие полосы вдоль одной или обеих кромок. Некоторый сдвиг прорези в сторону, не отражаясь на ее устойчивости и судоходных качествах, ускоряет выход земснаряда на требуемую глубину. Для расширения судового хода по тем же соображениям подрезают не обе, а одну из кромок судового хода.

Наибольшей устойчивостью обладают прорези, располагаемые у неразмываемых берегов, особенно если последние имеют вогнутость, постепенно увеличивающуюся вниз по течению.

При проектировании учитывают влияние прорези, которое она оказывает на русловой режим.

Прорези не следует проектировать в непосредственной близости от каменистых берегов, чтобы предотвратить удары о берег судов и плотов. Когда расположить прорезь по другому нельзя, предусматривают удаление подводных и надводных выступов скалы, нарушающих движение потока вдоль берега и могущих привести к авариям проходящих судов и плотов.

На каменистых участках русла прорезь располагают так чтобы в пределах ее не образовывались тиховоды, вызывающие отложения наносов, так как удаление наносов с каменистых, участков сопряжено с большими трудностями. Для предотвращения отложения наносов предусматривают выправление русла с использованием для этого извлекаемого скального грунта.

Во всех случаях проектирования прорезей и расположения отвалов грунта необходимо устанавливать порядок пропуска судов и плотов, пока на перекате находится земснаряд.

Извлеченный грунт укладывают так, чтобы он не попал обратно в прорезь или на судовой ход участка, лежащего ниже. Укладка грунта не должна вызывать каких-либо затруднений для судоходства и ухудшать состояние подходов к пристаням причалам и другим сооружениям.

Извлекаемый грунт, по возможности, используют для выправления или выравнивания неправильных очертаний русла. При пологих прорезях, разрабатываемых рефулерным или лотковым земснарядами, грунт кладут за нижнюю (по течению) кромку, возможно дальше от прорези, так, чтобы отвал грунта примыкал к низовому побочню и между ним и прорезью не оставалось бы протоки. Образование протоки нежелательно потому, что под влиянием уложенного грунта в нее будет сливаться вода, а это в дальнейшем приведет к развитию нового хода, неудобного для судоходства.

Когда прорезь крутая, грунт укладывают за верховую кромку, прижимая отвал к верхнему побочню. Грунт следует располагать в виде вала без разрывов, в которые может происходить слив воды. Надо стремиться к тому, чтобы отвал грунта оказывал на поток такое же действие, как и выправительное сооружение, т. е. способствовал сохранению или размыву разрабатываемой прорези.

При шаландовом способе удаления грунта его отвозят в нижнюю плесовую лощину (если это возможно по условиям прохода шаландера). Если этому что-либо препятствует, грунт укладывают в нижней части верхней плесовой лощины, т. е. ниже захода в прорезь.

Последнее обновление 11.08.15 21:47